Найти в Дзене
Строительный мир

Для Москвы и Парижа: нереализованный проект идеального города от Ле Карбюзье

Ле Корбюзье радикально относился к вопросу градостроительства. Его бескомпромиссные идеи оказали большое влияние на архитектуру 20 и 21 столетий, хотя оригинальные проекты были воплощены лишь частично. Это относится и к проекту «Сияющий город».

Ville Radieuse был представлен на суд публики в 1924 году, то есть почти сто лет назад. Спустя еще девять лет (1933 г.), он был опубликован в одноименной книге. Ле Корбюзье разработал генеральный и, как он думал, универсальный план для любого большого города. В нем были заложены транспортные коммуникации, изобилие зелени, воздуха и солнечного света.

© public domain (Ле Корбюзье, наст. имя — Шарль-Эдуар Жаннере-Гри)
© public domain (Ле Корбюзье, наст. имя — Шарль-Эдуар Жаннере-Гри)

Футуристичный план города обеспечивал жителям комфортное существование в рамках мегаполиса-миллионника. Это был радикальный, строгий и максимально упорядоченный план, который по замыслу архитектора мог быть реализован на территории любой страны. Хотя его идеи являлись слишком бескомпромиссными, они стали источником вдохновения для градостроителей. Именно благодаря Корбюзье, появились концепции современных городов, новый взгляд на транспортные развязки и рациональное использование пространства.

Хотя «Вилль Радиез» по теории Корбюзье мог появиться только на девственно чистой территории, автор не стремился возводить свои города будущего на свободных пространствах. Непременным условием для Сияющих, Лучезарных городов был снос прежних мегаполисов. Причем в качестве поля для своей деятельности архитектор выбирал центральные части мировых столиц.

© Road to infinity / CC BY-SA 4.0 (Лучезарный город, Ле Корбюзье, 1922 год)
© Road to infinity / CC BY-SA 4.0 (Лучезарный город, Ле Корбюзье, 1922 год)

Его не смущала ценность памятников архитектуры, многие из которых были построены столетия назад. Он считал, что все эти нагромождения слишком разносортны и не достойны войти в будущее. Но его города нуждались в жителях, поэтому горожанам предназначались новые, идеальные дома.

Проект Лучезарного города был рассчитан на три миллиона жителей. При этом в центральной части по задумке проживала бы 1/3, а остальная часть — на периферии. Из города, по мнению непримиримого дизайнера, полностью удалялись любые виды транспорта кроме автомобилей. Именно этот способ передвижения он считал наиболее перспективным. Железную дорогу он оставил, но загнал ее глубоко под землю.

Также Корбюзье был против частых перекрестков и тесных улиц, спрятанных от солнечного света за стенами многоэтажек. Он мыслил с размахом и стремился к большому свободному пространству между домами. Чтобы при этом сохранить их вместительность, архитектор спроектировал огромные вертикальные деревни со своей инфраструктурой. Нечто подобное пытались повторить создатели домов-коммун на территории нашей страны в начале прошлого века.

© Road to infinity / CC BY-SA 4.0 (План Вуазен, разработанный для перестройки правого берега Парижа. Ле Корбюзье 1925 год)
© Road to infinity / CC BY-SA 4.0 (План Вуазен, разработанный для перестройки правого берега Парижа. Ле Корбюзье 1925 год)

Город-миллионник по проекту состоял из геометрически правильно выстроенного центра. На большом пространстве были расположены высотки крестообразной формы в 50 этажей. Высота каждого дома составляла 200 метров, а вместимость от 5 000 до 8 000 человек (целый поселок).

Между ними были задуманы автострады и зеленые зоны. В нижних этажах каждого дома отводилось место для сферы обслуживания. В нее входили кафе, магазины, образовательные учреждения, прачечные и прочие элементы, необходимые для организации быта и досуга. Башни были расположены на максимальном отдалении друг от друга. Так, чтобы внизу было много света и воздуха.

Корбюзье ненавидел перекрестки, поэтому он предложил распределить улицы на расстоянии автобусных остановок, а проблему заторов решить с помощью эстакад. Таким образом создавалась многоуровневая сеть автодорог, которые не пересекались, а проходили одна под другой. Кроме видимой сети автодорог он предложил создать целую подземную паутину для транспорта, расположенную на трех уровнях.

© Road to infinity / CC BY-SA 4.0 (План Вуазен)
© Road to infinity / CC BY-SA 4.0 (План Вуазен)

Вокруг центральной части города по плану находилась неприкосновенная зеленая зона. Ей была отведена роль дыхательного органа для города и одновременно это был земельный резерв для потенциального роста центральной части, где до определенного времени было запрещено строительство.

После «зеленых легких» начиналась пригородная территория. Так называемый город-сад. Там также располагались модульные жилые районы, но уже меньшей этажности и предприятия, вынесенные за черту центра. Всего в городе могли быть построены только три вида домов: гигантские башни, модульные дома и малоэтажные комплексы, предназначенные для общественных пространств.

Население города также делилось на три «сословия», по территориальному признаку. Первые жили и работали в деловом центре, вторые — за пределами центра, но приезжали на место работы в офисные здания, а третьи жили и трудились на пригородной территории.

© Road to infinity / CC BY-SA 4.0 (Проект реконструкции Москвы Ле Корбюзье, 1932 год)
© Road to infinity / CC BY-SA 4.0 (Проект реконструкции Москвы Ле Корбюзье, 1932 год)

Свои радикальные идеи Корбюзье приготовил для трансформации Москвы, Парижа, Антверпена. Также он имел виды на Марокко и Алжир. Однако поле для деятельности ему предоставили лишь в Индии и Бразилии. Именно там он частично воплотил свои замыслы по строгому планированию и идеальной геометрии, хотя и в меньшем масштабе, чем это было задумано в Лучезарном городе.

Статья основана на книге Архитектура XX века / Ле Корбюзье; Перевод с французского В. Н. Зайцева и В. В. Фрязинова. — Второе издание. — Москва: Издательство „Прогресс“, 1977. — 303 с., ил.

Читайте: Памятник Иуде в РСФСР: правда или миф