Найти тему
Марина Москалева

Взаимодействие с детьми должно рисовать будущее

Что делать, чтобы угадать, что таится в душе иного подростка. Дознание этого не совсем ничтожное, ибо из подростков созидаются поколения

Ф.М.Достоевский

Класс, в котором я взяла классное руководство, воспринимался сложным классом. Почти половина класса училась по адаптированным программам. Инклюзивное образование имеет свои огромные минусы для классного коллектива: дети делятся на умных и глупых. Зачастую мы педагоги сами ставим детям диагнозы, исходя из того, что нам удается узнать в статьях псевдоспециалистов в интернете. Таким образом, мы непроизвольно влияем на решение областной психолого-медико-педагогической комиссии. Есть другой пример. Один ученик имел типичное аденоидное лицо, которое воспринималось учителями как признак задержки психического развития. Врач-лор быстро разрешил эту проблему, удалив аденоиды.

Почему так происходит? У нас отсутствует эталон образа нравственного человека, качества характера которого нам нужно было бы в человеке развивать.

Из 18 учеников, которые пришли ко мне в класс, в классе осталось 2/3 человек. Родители, у которых была возможность, перевели детей в другие школы. Они были не согласны считать своих детей безнадежно глупыми, и они правы.

Передо мной как педагогом встали следующие вызовы: как нивелировать неприязнь учеников друг к другу, как научить их моделировать своё поведение так, чтобы даже абсурд воспринимался логичным и правильным. Наверное, это смешно, но мы с детьми смотрим для этого «Смешариков». Главное-делать это вместе, чтобы взрослый давал объяснение и направление этим вещам.

В классе мне удалось опытным путем понять очень важную мысль, высказанную еще Сократом: «Я знаю, что я ничего не знаю». Я должна была признать своё полное непонимание того, что и как нужно делать с детьми. Они были другие. А дистанционное обучение весной 2020 года обнажил еще одну проблему: родители не только не помогают, но и активно препятствуют развитию своих детей в цифровом пространстве. Они панически боятся цифровых образовательных ресурсов и платформ для организации онлайн уроков. Они ждут, что дети вернуться к старым добрым временам, говорят: «Интернет зомбирует детей».

В начале лета, когда государство стало выделять выплаты на каждого ребенка, я обратилась к родителям с просьбой потратить часть этих средств на приобретение компьютеров для детей. Но ни один из родителей на тот момент не приобрел компьютер на полученные деньги. Никаких разговоров весной о цифровой экономике будущего и экономике мудрого сотрудничества родителями не принималось.

«Кого вы хотите сделать из наших детей?» - был вопрос родителей, когда в мае я и моя коллега, учитель- исследователь с почти 40-летним стажем, стали раздавать исследовательские и социальные проекты детям в соответствии с их интересами. От нескольких проектов так и пришлось отказаться, чтобы совсем не надорваться в этой работе.

В треугольнике ученик-учитель родитель в советское время виноват был ученик, он должен был слушаться старших всегда. В нынешнее лихое время, когда все в растерянности, виноват учитель, ибо он был научен передавать знания. Но сейчас все идет к тому, что виноват будет родитель. Именно поэтому все чаще мы слышим термин «ответственное родительство».

В начале следующего учебного года я окончательно убедилась, что дети далеко впереди нас, они интуитивно понимают ситуацию лучше нас, они владеют и учатся технологиям быстрее нас.

Думается, что суть меняющейся реальности в том, что всегда существовало негласное правило, что мы должны подстраиваться под чиновника. В большинстве случаев человеку приходилось заискивать и раболепствовать перед вышестоящим. А сейчас уже нет. Сейчас чиновник уже почти не влияет на процесс, он просто исполнитель. Ему поступает на компьютер информация, программа искусственного интеллекта уже подумала о нас всех, она уже определила, что нам нужно. Поэтому цели воспитания и обучения меняются. Человек обязан будет все время искать сотрудничества и взаимопонимания, а не привилегий. И он уже полностью несет ответственность за свои поступки и действия. И это уже реальность, которую мы так или иначе отказываемся принимать.

Вот почему человеку нужна грамотность, потому что сама программа индивидуально будет тебя оценивать. И каждому нужно четко понимать, с каким алгоритмом он имеет дело.

Мы находимся на сломе эпох. Какой должен быть сегодня классный руководитель? Именно он должен давать детям перспективу их развития. Человек не есть то, что он есть. Человек есть то, что он не есть. Сложно понять? А сели повдумчивее? Детям надо постоянно объяснять самих себя. Почему они не хотят учиться? Тому несколько причин.

1. Они не понимают, зачем. Что их ждёт впереди. Им очевидно, что опыт их родителей будет совершенно бесполезен в их будущей жизни.

2. Они интуитивно не принимают стиль общения, свойственный большинству педагогов: слушай сюда, смотри на меня, сейчас я тебе все расскажу. Они хотят быть равными, у них есть своё мнение, и они готовы его отстаивать. Они не хотят слепо подчиняются авторитету старших.

3. Они хотят понимания. Взрослые их не понимают. Взрослые (родители и педагоги) постоянно ворчат и читают нотации, которые не указывают на суть проблемы. Особенно это свойственно женщинам. Они только реагируют на следствие проблемы, они не ищут суть проблемы. Им нужны грамотные учителя, хорошо владеющие своим предметом.

4. Им нужен индивидуальный подход к каждому. Их не устраивают общие массовые мероприятия, где почти никогда не учитывается то, чего они хотят и к чему они стремятся. Они предпочитают кулуарность, личные беседы, ответы на вопросы, которые давно их интересуют, но их не у кого спросить. У них внутри так много противоречий, вызванных огромным информационным потоком, в котором они оказались. Но они не видят рядом взрослых, готовых вникнуть в суть их проблем и противоречий, а также компетентно разрешить их противоречия.

Каким образом я как педагог стараюсь компенсировать эти дефициты?

Ребятам был предложен курс внеурочной деятельности по сплочению классного коллектива. Мы сейчас работаем по мини-проектам. Первый такой проект был организация и проведение общеклассных мероприятий. Еще один наш проект будет связан с подготовкой ролевой игры по английскому языку и т.п.

Следующим шагом, направленным на создание детско-взрослой общности, стала разработка лекций-бесед на актуальные темы, которые я сама находила, слушая рассказы ребят об их жизни. Например «Что самое главное в жизни?», «О дурном воспитании», «О благородстве» и т.д.

«Смешарики» - это еще один проект, который им четко показывает то, какими навыками и компетенциями должен обладать человек 21 века.

Ну, а теперь в общем. Не может быть хорошей молодежи там, где нет хороших стариков. Давайте зададим вопрос себе: мы их обучаем, или отвлекаем, мы их удивляем или развлекаем?

Дети - это и есть наше будущее и спрашивают они нас, что и как потому, что они имеют внутреннее стремление быть готовым встретить это будущее.

Итак, куда наш с вами взор должен быть сейчас направлен? Как наши предки наполнили книги правильными знаниями, и это сформулировало нас? А мы должны понимать: чем мы наполним сейчас цифровое пространство, это и сформулирует поведение наших детей.

Видим ли мы с вами реалии? Правильно ли мы истолковываем происходящие с нами события? Я вывод для себя сделала один: цифровизация – это уже наше настоящее, нам это надо принять как должное, чтобы остановить состояние растерянности и хаоса. Нам нужно не подстраиваться под ИИ, а определять вектор его развития.