У меня периоды развития советского кинематографа ассоциируются почему-то с окнами и занавесками на них. Так, например, период Малокартинья - это тяжелые бархатные/плюшевые портьеры тёмно-малинового цвета. Вторая половина 50-х - ситцевые занавески разной плотности и с разными рисунками.
А начало 60-х - это распахнутое окно в лето: там веселый гомон, запах свежей зелени, нагретой солнцем или влажной после дождя, и ярко-голубое небо. И не шторы, а прозрачный невесомый тюль, развевающийся от тёплого ветерка...
Фильм Георгия Данелии "Я шагаю по Москве" для меня является квинтэссенцией этого раскрытого окна - в лето, в юность, в радость, в что-то очень хорошее, что неизменно повышает настроение и спасает от хандры.
Об этом фильме крайне трудно писать, поскольку любители советского кино о нём и так всё знают. Конечно, я бы мог рассказать об истории написания сценария, о выборе актёров и о съемках, но кому это надо?
Поэтому поговорим о другом.
Признаться, я считал, что эмоции, подобные моим, фильм вызывает у всех. У кого-то ярче, у кого-то спокойнее, но впечатление оставляет положительное; разумеется, кроме членов худсовета, принимавшего картину, которые обвинили режиссёра в "излишней лёгкости и напускном оптимизме".
И я, читая разные отзывы, изумился - оказывается, такие вот "члены худсовета" продолжают жить и здравствовать в нашем времени тоже.
В чем же главные претензии к фильму (как тогда, так и сейчас)?
Первое - бессюжетность. Что ж, я вполне понимаю предъявляющих - сам не люблю бессюжетность, но... удивительным образом команде "Я шагаю по Москве" удалось сделать так, что я лично принимаю эту историю всей душой. На мой взгляд, это практически единственная картина, в которой удалась бессюжетность (точнее - соединение коротких зарисовок, в каждой из которых мини-сюжет присутствует). Здесь покоряет сочетание всех кинематографических факторов - "картинка" , звук, музыка, действие.
И для меня в этом плане фильм - как добрый друг, с которым мы вспоминаем какой-то очень хороший день, проведенный вместе. Вспоминаем как мы были молодыми, как бродили, как было хорошее настроение, как познакомились с девушками, как попадали в какие-то истории, которые в момент происшествия, может, и не очень приятные, но по прошествии времени вспоминаются с улыбкой или даже с ностальжи.
Неужели не у каждого были такие дни?
Второе - "напускной оптимизм" и "лакировка действительности". И тут я шокирован. Такое ощущение, что люди, предъявляющие вот это вот, - некие очень несчастные граждане, которых бьют и пинают ежечасно с самого рождения. От этого их взгляд на мир мрачен, а сами они люто ненавидят каждого, кто смеет улыбаться и радостно.
Нет! - говорят они, - не бывает всё хорошо!
Как-то жалко мне таких людей.
Самое забавное в том, что Анатолий Гребнев был сценаристом фильма "Два воскресенья", вышедшего в 64-м году и... не снискавшего успеха ни у зрителей, ни у критиков. Я понимаю, что далеко не все "Два воскресения" видели, поэтому вкратце напомню: это история молодой девушки из провинции, которая на один день прилетает в Москву, знакомится там с парнем, гуляет с ним весь день, а потом улетает домой. Понимаете, да? ))
Есть и третье.
Цитирую:
Неприятный для меня фильм. Уж не знаю, чем. Какая-то совковая атмосфера, фальшиво всё. Актёры стараются, к ним претензий нет. А в целом клюква-клюквой. Так-же омерзительно, как свинарка и пастух, кубанские казаки.
Может дело не в фильме, а во мне. В том, что из моих 50-ти я 35 как убеждённый антикоммунист? (взято с форума КиноПоиска, автор комментария Peacemaker, 2011 год)
Антикоммунист с 15 лет и с середины, примерно, 70-х... ну, у меня такой человек воспринимается, примерно, как Новодворская. То есть - мальчик с тараканами в голове. Почему с тараканами?
Потому что 14-15-летние пацаны середины 70-х политикой интересовались ровно 20 минут один раз в неделю. И то - принудительно. И чтобы подросток стал вот прямо антикоммунистом, кто-то из взрослых должен был основательно загадить ему мозг. Иных вариантов, на мой взгляд, быть не могло.
И, наконец, четвертое - то, что шокировало меня больше всего, но при этом позволило сформулировать: почему "Я шагаю по Москве" нравится большинству.
Снова цитирую с форума КиноПоиска, пользователь Inside_view
Какая правда жизни? Кошмарная. Фильм стартует с унылой фигуры транзитника, который в лоб настаивает, что не бывает всё хорошо...с намёком на развитие сюжета!
А дальше, что я не ожидал для советского кино той эпохи, пошло-поехало: церковь, собаки кусачие, нервотрёпки в "треугольнике", сварливые старухи, конфликт парней, тирада персонала Басова, конфликт призывника с бабой (и не желание призывника в армию идти), воры, алкаши, ругань, психи...аааап!!! БЛИН, что я посмотрел???!!!!
Вы обратили внимание? Первый комментатор пенял, что всё слишком сладко. А второму - наоборот - увиделся сплошной негатив. И это - две крайние точки зрения: одна - человека с загаженным в детстве мозгом, вторая - человека с "сознанием мухи".
Но мы же понимаем, что это - именно крайние позиции. Большинство находится посередине, и большинство может воспринимать эмоциональное настроение, то есть, тот заряд позитива, который несет фильм. А кусачие собаки и прочие мелкие неприятности - это естественный реальный фон, который не дает фильму скатываться в "переизбыток умилительных розовых эмоций" (выражение кинокритика Юренева).
Соответственно, все люди со здоровой психикой "Я шагаю" воспринимают, примерно, одинаково. Им не свойственно раздувать мелкий негатив до размеров слона. И даже пессимистам он приносит радость - как будто действительно прошел летний дождь, выглянуло солнце и волшебно пахнет озоном.
Так ведь?
20. "Я шагаю по Москве" (1963), режиссёр Георгий Данелия; в главных ролях Никита Михалков, Евгений Стеблов, Алексей Локтев, Галина Польских
Полное оглавление 125 лучших советских фильмов
А также