Найти тему
Советское Кино и не только

"Я шагаю по Москве": четыре претензии к фильму

У меня периоды развития советского кинематографа ассоциируются почему-то с окнами и занавесками на них. Так, например, период Малокартинья - это тяжелые бархатные/плюшевые портьеры тёмно-малинового цвета. Вторая половина 50-х - ситцевые занавески разной плотности и с разными рисунками.

А начало 60-х - это распахнутое окно в лето: там веселый гомон, запах свежей зелени, нагретой солнцем или влажной после дождя, и ярко-голубое небо. И не шторы, а прозрачный невесомый тюль, развевающийся от тёплого ветерка...

Фильм Георгия Данелии "Я шагаю по Москве" для меня является квинтэссенцией этого раскрытого окна - в лето, в юность, в радость, в что-то очень хорошее, что неизменно повышает настроение и спасает от хандры.

Кадр из фильма "я шагаю по Москве" (1963)
Кадр из фильма "я шагаю по Москве" (1963)

Об этом фильме крайне трудно писать, поскольку любители советского кино о нём и так всё знают. Конечно, я бы мог рассказать об истории написания сценария, о выборе актёров и о съемках, но кому это надо?

Поэтому поговорим о другом.

Признаться, я считал, что эмоции, подобные моим, фильм вызывает у всех. У кого-то ярче, у кого-то спокойнее, но впечатление оставляет положительное; разумеется, кроме членов худсовета, принимавшего картину, которые обвинили режиссёра в "излишней лёгкости и напускном оптимизме".

Знакомство Володи (Алексей Локтев) и Кольки (Никита Михалков), кадр из фильма "я шагаю по Москве" (1963)
Знакомство Володи (Алексей Локтев) и Кольки (Никита Михалков), кадр из фильма "я шагаю по Москве" (1963)

И я, читая разные отзывы, изумился - оказывается, такие вот "члены худсовета" продолжают жить и здравствовать в нашем времени тоже.

В чем же главные претензии к фильму (как тогда, так и сейчас)?

Первое - бессюжетность. Что ж, я вполне понимаю предъявляющих - сам не люблю бессюжетность, но... удивительным образом команде "Я шагаю по Москве" удалось сделать так, что я лично принимаю эту историю всей душой. На мой взгляд, это практически единственная картина, в которой удалась бессюжетность (точнее - соединение коротких зарисовок, в каждой из которых мини-сюжет присутствует). Здесь покоряет сочетание всех кинематографических факторов - "картинка" , звук, музыка, действие.

Колька (Никита Михалков) и Саша (Евгений Стеблов), кадр из фильма "я шагаю по Москве" (1963)
Колька (Никита Михалков) и Саша (Евгений Стеблов), кадр из фильма "я шагаю по Москве" (1963)

И для меня в этом плане фильм - как добрый друг, с которым мы вспоминаем какой-то очень хороший день, проведенный вместе. Вспоминаем как мы были молодыми, как бродили, как было хорошее настроение, как познакомились с девушками, как попадали в какие-то истории, которые в момент происшествия, может, и не очень приятные, но по прошествии времени вспоминаются с улыбкой или даже с ностальжи.

Неужели не у каждого были такие дни?

Второе - "напускной оптимизм" и "лакировка действительности". И тут я шокирован. Такое ощущение, что люди, предъявляющие вот это вот, - некие очень несчастные граждане, которых бьют и пинают ежечасно с самого рождения. От этого их взгляд на мир мрачен, а сами они люто ненавидят каждого, кто смеет улыбаться и радостно.

Нет! - говорят они, - не бывает всё хорошо!

Как-то жалко мне таких людей.

Цитата из дневника кинодраматурга Анатолия Гребнева: "Дневник последнего сценариста 1945-2002"
Цитата из дневника кинодраматурга Анатолия Гребнева: "Дневник последнего сценариста 1945-2002"

Самое забавное в том, что Анатолий Гребнев был сценаристом фильма "Два воскресенья", вышедшего в 64-м году и... не снискавшего успеха ни у зрителей, ни у критиков. Я понимаю, что далеко не все "Два воскресения" видели, поэтому вкратце напомню: это история молодой девушки из провинции, которая на один день прилетает в Москву, знакомится там с парнем, гуляет с ним весь день, а потом улетает домой. Понимаете, да? ))

Полотёр (Владимир Басов), кадр из фильма "я шагаю по Москве" (1963)
Полотёр (Владимир Басов), кадр из фильма "я шагаю по Москве" (1963)

Есть и третье.

Цитирую:

Неприятный для меня фильм. Уж не знаю, чем. Какая-то совковая атмосфера, фальшиво всё. Актёры стараются, к ним претензий нет. А в целом клюква-клюквой. Так-же омерзительно, как свинарка и пастух, кубанские казаки.
Может дело не в фильме, а во мне. В том, что из моих 50-ти я 35 как убеждённый антикоммунист? (взято с форума КиноПоиска, автор комментария Peacemaker, 2011 год)

Антикоммунист с 15 лет и с середины, примерно, 70-х... ну, у меня такой человек воспринимается, примерно, как Новодворская. То есть - мальчик с тараканами в голове. Почему с тараканами?

Потому что 14-15-летние пацаны середины 70-х политикой интересовались ровно 20 минут один раз в неделю. И то - принудительно. И чтобы подросток стал вот прямо антикоммунистом, кто-то из взрослых должен был основательно загадить ему мозг. Иных вариантов, на мой взгляд, быть не могло.

И, наконец, четвертое - то, что шокировало меня больше всего, но при этом позволило сформулировать: почему "Я шагаю по Москве" нравится большинству.

Снова цитирую с форума КиноПоиска, пользователь Inside_view

Какая правда жизни? Кошмарная. Фильм стартует с унылой фигуры транзитника, который в лоб настаивает, что не бывает всё хорошо...с намёком на развитие сюжета!
А дальше, что я не ожидал для советского кино той эпохи, пошло-поехало: церковь, собаки кусачие, нервотрёпки в "треугольнике", сварливые старухи, конфликт парней, тирада персонала Басова, конфликт призывника с бабой (и не желание призывника в армию идти), воры, алкаши, ругань, психи...аааап!!! БЛИН, что я посмотрел???!!!!

Вы обратили внимание? Первый комментатор пенял, что всё слишком сладко. А второму - наоборот - увиделся сплошной негатив. И это - две крайние точки зрения: одна - человека с загаженным в детстве мозгом, вторая - человека с "сознанием мухи".

"Пострадавший" из парка (Ролан Быков), кадр из фильма "я шагаю по Москве" (1963)
"Пострадавший" из парка (Ролан Быков), кадр из фильма "я шагаю по Москве" (1963)

Но мы же понимаем, что это - именно крайние позиции. Большинство находится посередине, и большинство может воспринимать эмоциональное настроение, то есть, тот заряд позитива, который несет фильм. А кусачие собаки и прочие мелкие неприятности - это естественный реальный фон, который не дает фильму скатываться в "переизбыток умилительных розовых эмоций" (выражение кинокритика Юренева).

Соответственно, все люди со здоровой психикой "Я шагаю" воспринимают, примерно, одинаково. Им не свойственно раздувать мелкий негатив до размеров слона. И даже пессимистам он приносит радость - как будто действительно прошел летний дождь, выглянуло солнце и волшебно пахнет озоном.

Володя (Алексей Локтев) и Алёна (Галина Польских), кадр из фильма "я шагаю по Москве" (1963)
Володя (Алексей Локтев) и Алёна (Галина Польских), кадр из фильма "я шагаю по Москве" (1963)

Так ведь?

20. "Я шагаю по Москве" (1963), режиссёр Георгий Данелия; в главных ролях Никита Михалков, Евгений Стеблов, Алексей Локтев, Галина Польских

Полное оглавление 125 лучших советских фильмов

А также