Найти тему
Лилия Габдрафикова

Первая мировая война и солдаты-татары

Оглавление

Первая мировая война - одна из самых малоизученных. В ней принимало участие очень много и татарских солдат, из каждой деревни (а также городов) отправлялись на фронт как совсем молодые люди, так и запасные солдаты зрелого возраста. «Несчастные солдаты – запасные,/ все до единого сорока лет», – говорится в одном татарском баите. Как татарские солдаты пережили "окопную войну", чего им не хватало и чего они боялись? За что получали Георгиевские кресты? Об этом - в данном материале.

При реконструкции войны «из окопов», глазами самих солдат, одним из основных источников служат фронтовые письма. Жалобы родным солдат всех возрастов, религий и наций были очень схожи. На протяжении всей войны во всех солдатских письмах встречались жалобы на недостатки в пище, на нехватку табака, теплых вещей и обуви. Однако у солдата-татарина были еще и другие проблемы, обусловленные его происхождением и воспитанием.
Шаймарданов Шайгардан (1888-1962) - участник Первой мировой войны, уроженец деревни Сармашбаш Мензелинского уезда (совр. Заинский район РТ). Фото: НМ РТ
Шаймарданов Шайгардан (1888-1962) - участник Первой мировой войны, уроженец деревни Сармашбаш Мензелинского уезда (совр. Заинский район РТ). Фото: НМ РТ

Солдатская еда

Начинались проблемы уже с армейской пищи. Например, помимо нехватки еды, для татар-мусульман было непривычным и состав солдатского рациона. Встречались жалобы о том, что приходиться есть свинину. С трудом привыкали татарские солдаты и к овощам, особенно к капусте.

Жизнь после смерти

По замечанию военных цензоров, солдаты-татары были более фаталистично настроены, верили в предназначение свыше. «Письма мусульман проникнуты свойственной их религии верой в судьбу: жизнь и смерть, здоровье и болезнь, удачи и неудачи, раны или полная сохранность тела – все зависит от Бога, и человеку тут изменить ничего нельзя», – отмечалось в цензорском отчете Казанского военного округа от 16 июня 1915 г.

Но солдат-мусульман волновало то, как поступят с их телами после смерти. Их пугала перспектива быть похороненными в общей могиле, без мусульманских похоронных ритуалов и молитв. «…У русских на войне присутствуют священники, которые приобщают своих солдат, а у нас, мусульман, этого нет. К нам мулл не назначают, несмотря на то, что у нас больше половины солдат мусульмане, которые умирают без муллы и их хоронят вместе с русскими в одной могиле...», – такие письма из фронта отмечала и военная цензура Казанской губернии. Тем временем вопрос о военных муллах был разрешен не сразу. На фронте сначала были только попы.

Похороны погибших на войне. 1915 год. Фото: Музей Лаишевского края.
Похороны погибших на войне. 1915 год. Фото: Музей Лаишевского края.

Нужен мулла

Вопрос о военных муллах был очень актуальным, и обсуждался еще в довоенное время. Вновь вернулись к нему после начала Первой мировой войны, мусульмане ходатайствовали о посылке по одному мулле в каждую дивизию. Но сразу обеспечить все полки военными муллами не удалось, и в 1915 г. они служили либо при штабах, либо в национальных полках.

О нехватке мулл много писалось в татарской прессе. Вероятно, под влиянием этих публикаций некоторые муллы, не взирая не предоставленные льготы, уходили на фронт добровольцами.

Надо отметить, что татары служили в смешанных войсках, так называемые национальные формирования состояли, в основном, из кавказских мусульман. Например, родного брата татарского писателя Шарифа Камала – Гимади Байгильдеева с началом Первой мировой войны назначили военным ахуном Северо-Кавказского военного округа и отправили в г. Армавир, где размещались мусульманские части царской армии.

Военный мулла Московского военного округа Х. Саидбурханов принимает присягу солдат. 1914 г.
Военный мулла Московского военного округа Х. Саидбурханов принимает присягу солдат. 1914 г.

Штатные должности дивизионных мулл были введены лишь указом Николая II в июле 1916 г. Генерал А.Е. Снесарев 24 сентября того же года записал в дневнике свои впечатления о праздничном мусульманском богослужении на фронте, организованном дивизионным муллой: «Молились жарко, как молятся люди, соскучившиеся по молитве. Затем они выстроились возле чайной, я их поздравил с праздником, поблагодарил за службу и мы прокричали «ура» Государю. После этого они пили чай с белым хлебом под оркестр». В 1917 г. один из татарских солдат в письме родным в Казань с благодарностью писал о пятничных молитвах и чаепитиях после них под руководством военного муллы. «Так что по пятницам у нас здесь настоящий мусульманский праздник. Государь заботится о нас и предоставляет свободное совершение нашей молитвы, несмотря на то, что мы в бою».

Молитвы и амулеты против пули

Военные психологи да и специалисты по военно-исторической антропологии отмечают, что солдатам многих войн была свойственна повышенная суеверность, как и безусловная религиозность. Конечно же, не были исключением и солдаты Первой мировой войны. Например, "в письмах авторы-татары просили прислать «молитвы на разные случаи жизни», ссылаясь на то, что подобных молитв у русских много", – отмечал в своем отчете казанский военный цензор 5 августа 1915 г.

Родственники отправляли в действующую армию молитвы из Корана, которые содержали шахаду - свидетельство веры: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Божий». Для того чтобы уберечь себя от пуль, их советовали класть в пазуху сбоку. Некоторые призывники-мусульмане, уже собираясь в дорогу, брали с собой амулеты, подготовленные родными.

Солдатский жетон Шагивали Шатмарданова.
Солдатский жетон Шагивали Шатмарданова.

«Если Бог нас избавит от настоящего положения и мы вернемся благополучно домой, то всю жизнь молился бы Богу», – писал в 1917 г. солдат А. Хамидуллин в письме к родственникам в Оренбургской губернии.

Татарский язык

В своих письмах солдаты жаловались еще на отсутствие в полку собеседников-татар, на отсутствие татарских книг и газет, на запрет говорить на родном языке (их тут же сравнивали с турками). В иноязычном мире они чувствовали себя одинокими, иногда даже изгоями. Татары, которые недостаточно владели русским языком, не могли продвигаться по службе. «Да еще вот татаризм мой. Хотел в школу прапорщиков – не взяли», – писал в Арск из действующей армии один солдат. Он же жаловался на то, что в начальстве нет никого из мусульман. Впрочем, при достаточной подготовке солдаты-татары тоже могли претендовать на повышении в военном звании. И таких примеров было достаточно.

"Георгиевский крест все-таки защита"

Не мало было солдат-татар, награжденных в годы Первой мировой войны Георгиевскими крестами за свои боевые заслуги и подвиги. «Вчера я получил георгиевский крест. Ходили мы давно уж в разведку и сняли австрийский дозор. Обещали, обещали и вот дали. Ротный сказал, это тебе Шакир, хоть ты и татарин и песни петь не умеешь, знай, что за русским царем служба не пропадает. Теперь тебя бить меньше станут , – писал 15 декабря 1915 г. в город Мамадыш рядовой Шакир Фаткуллин, – Вот я и думаю. Георгиевский крест все-таки защита, а то все подзатыльники и ругань».

«Всегда спокойный, немного робкий, наш товарищ Муртаза в 1916 г. во время одного боя своей находчивостью спас весь экипаж от неминуемой гибели», - вспоминали о морском унтер-офицере Муртазе Ибрагимове его сослуживцы. Он был уроженцем деревни Новое Надырово Бугульминского уезда (совр. Альметьевский район РТ). 6 сентября 1916 г. во время атаки неприятельской подводной лодки Ибрагимов сумел быстро исправить серьезное повреждение котла и тем самым спас корабль и товарищей. За это его наградили Георгиевским крестом 4-й степени.

Поручик Шайдулла Асылгареев (1890-1918), уроженец д. Иликсяз Мензелинского уезда (совр. Сармановский район РТ), был полным кавалером Георгиевских крестов. Фото: НМ РТ
Поручик Шайдулла Асылгареев (1890-1918), уроженец д. Иликсяз Мензелинского уезда (совр. Сармановский район РТ), был полным кавалером Георгиевских крестов. Фото: НМ РТ

Окопная война

Солдаты Первой мировой войны хоть и пытались воевать методами прошлых столетий: убивать противников в ближнем бою со штыками и криками «ура», но все же новейшая техника диктовала другие приемы ведения боя. И долгие сидения в окопах, на позициях, стало, пожалуй, самой характерной чертой этой войны. «Биек тауның башында окоп казып яттык без,/ Ике сажин жир астында унике ай яттык без» (На высокой горе рыли мы окопы,/ на двух саженях земли лежали мы все двенадцать месяцев), - писали в своих баитах солдаты-татары. Выжидание врага в окопах были сопряжено с разными трудностями: и голодом, и холодом. Антисанитарные условия существования способствовали распространению заразных заболеваний (тиф, холера, дизентерия, оспа). Солдаты очень часто жаловались в письмах на грязь, на отсутствие бани, на появлявшиеся вши. Именно последние и были основными переносчиками сыпного и возвратного тифа, унесших жизни тысячи и тысячи солдат.

Солдатская взаимопомощь

Во время боевых действий проявлялись истинные качества человека и, конечно, после окопных сидений и ближних боев между солдатами разных этносов и конфессий, разных социальных групп, устанавливались совершенно иные взаимоотношения, лишенные стереотипов. По ряду признаков можно проследить, что между нижними чинами разных национальностей была взаимопомощь. Например, цензоры в 1915 году отмечали странные письма: на татарском языке, но написанные кириллицей. Встречались и татарские письма, написанные полностью на русском языке, с припиской, что в полку некому писать на татарском языке. Такого рода сближение было естественным, ведь и русские солдаты, и так называемые инородцы, в том числе татары, испытывали одинаковые тяготы фронтовой жизни.

Татарская сдержанность и молчаливый патриотизм

На протяжении всей Первой мировой войны отношение к солдатам-татарам (да и в целом к мусульманам) было разным. Но несмотря на то, что татар порой упрекали в туркофильстве, в менее ярком проявлении своих патриотических чувств, они оставались российскими мусульманами, преданными своему Отечеству, готовые кровью и жизнью защищать интересы собственной страны.

Скудное выражение чувств любви и преданности Родине татарскими солдатами в частных письмах своим родным и близким, полных повседневных тревог и забот, объяснялось, прежде всего, свойственной татарскому менталитету эмоциональной сдержанностью. Патриотизм татарских солдат проявлялся, в первую очередь, в том героизме, который они демонстрировали на полях сражений Первой мировой войны.

Читайте также:

Первая мировая война и семейные истории