Найти в Дзене
киНоНостальгия

Рядовой Райан никак не дождется нашего ответа.

Saving Private Ryan (1998)
Saving Private Ryan (1998)

Вообще-то рядовой Райан нам никаких вопросов не задавал. Его "Спасение" отлично прошло в мировом прокате, "рядовой" собрал прекрасную кассу, выиграл 5 "Оскаров", стал современной классикой.

Но "ответ рядовому Райану" решил дать сам Никита Михалков. "Отвечать" вроде было незачем - американский режиссер Спилберг снял отличное патриотическое кино про американцев во Второй Мировой - и это нормально. Ничем СССР и Россию не обидел - американцы и правда высаживались на Омаха Бич, понеся там серьезные потери. И в Нормандии воевали, и тоже теряли боевых товарищей.

А Никита Сергеевич все-таки обиделся - ведь по таким фильмам мировой зритель больше знает об американцах на войне, чем о подвиге СССР в Великой Отечественной. Об этом Михалков не раз заявлял в своих интервью во время работы над "ответом".

"Цитадель" (2011)
"Цитадель" (2011)

"Ответом" стали продолжения оскароносных "Утомленных солнцем" - "Предстояние" (2010) и "Цитадель" (2011). Только ответ получился странным. У Спилберга - гибнущий под шквальным огнем десант, буквально карабкающийся по телам товарищей к фашистским укреплениям. Героический рейд ради спасения одного солдата - единственного уцелевшего сына многодетной семьи. А что у Михалкова?

"Цитадель" (2011)
"Цитадель" (2011)

Мародеры и дезертиры, убийство офицера, трусливые тыловые подонки и урки, офицерские попойки во главе с самодуром-генералом, Сталин в образе Дракулы, дегенеративные приказы. И, конечно, вездесущее НКВД. Я не фанат Иосифа Виссарионовича и почтенной организации. Но... все-таки даже в кино надо знать меру. По Михалкову заградотряд начинает косить идущих в атаку штрафников чуть ли не раньше, чем немцы открывают огонь.

"Цитадель" (2011)
"Цитадель" (2011)

И конечно, куда в наше время без "облагороженных" нацистов? Асы люфтваффе "вынуждены" потопить баржу с красным крестом. "Русские" спровоцировали. Офицер вермахта отказывается смотреть, как будут крошить прямой наводкой советскую "черную пехоту", которую Котов по сумасшедшему плану маньяка Сталина должен повести на заклание.

В общем, странный и неожиданный получился "ответ". У Спилберга - солдатское братство и героизм как выполнение долга. У Михалкова - сплошная мразь и кровавая гэбня. Как вообще войну-то выиграли?

-5

Я ломал голову - почему совсем не глупый Михалков снял именно такие фильмы. Не мог он не понимать, что российский зритель воспитан на советской классике и того же "Райана" смотрел - и в кино про своих отцов и дедов хочет видеть что-то подобное.

Потом, мне кажется, я догадался! Не случайно - вопреки законам логики - Никита Сергеевич решил "реанимировать" героев своего оскароносного фильма. Ведь продолжения были рассчитаны на мировой прокат! И "Оскар" на афише был бы очень кстати.

Тогда сразу все становится понятно. Михалков показывает ровно то, что ожидает массовый западный зритель в фильмах об СССР - ужасы ГУЛАГа, зверства НКВД, немного варварства и много истерики (ох уж эта загадочная русская душа!). И все это - на фоне церквей, куполов, светящихся икон, комариков-патриотов. Ох уж эти славяне!

Можете со мной не соглашаться, но мне эта версия кажется логичной.

Увы, старания оказались напрасными. "Великое кино о великой войне" с треском провалились в отечественном прокате, заслужило насмешливые отзывы большинства зрителей, оказалось невостребованным и на Западе, как ни старались оба фильма пропихнуть от России в оскаровские номинанты. Никита Сергеевич обиделся и на Запад и на своего зрителя. Не поняли, не оценили его "ответ рядовому Райану".

"Сталинград 3-Д" (2013)
"Сталинград 3-Д" (2013)

Если не получилось у всемирно известного мэтра - что предложат авторы менее значимые? Какой-такой национальный военный эпик, которым можно гордиться? Вопрос риторический. Какие времена- такое и кино.

Режиссеры более толковые и профессиональные выдают крепкий ремесленный продукт. Фильмы добротные, но разве копирование голливудских лекал - "ответ"? Это - имитация, подражание.

Вот один из кассовых чемпионов 2013-го - "Сталинград 3-Д" Федора Бондарчука. Этакая гламурная мелодрама в - надо признать - впечатляющих декорациях разрушенного города.

Катя, что твоя тургеневская девушка, в меланхолии бродит по дому, не обращая внимания на летящие рядом с ней в эффектном slow motion пули. Советские солдаты озабочены поиском... ванны на день рождения Кати. Барышня давно-с не купались в горячей воде-с. И вообще, кажется, гормоны бойцов Красной Армии бушуют почище артиллерийской канонады.

"Сталинград 3-Д" (2013)
"Сталинград 3-Д" (2013)

И снова он - "неоднозначный образ врага". Опять облагороженный "офицер вермахта", у него роман с русской девушкой, он ее "подкармливает".

А финальная "дуэль" советского и фашистского офицеров - что вестерн Серджио Леоне. Благородный поединок достойных противников.

"Т-34" (2019)
"Т-34" (2019)

Блокбастер 2019-го "Т-34" неплохо режиссера Алексея Сидорова вообще не скрывает источник "вдохновения". Фильм так и рекламировался - "форсаж на танках". Жаль, что не позвали Вина Дизеля. Глядишь, тот и рейхстаг бы взял в одиночку - "форсаж" так "форсаж" по полной!

Технически и кинематографически "Т-34", конечно, до Спилберга как до Луны пешком. Но на средний уровень голливудского боевичка - тянет.

"Т-34" (2019)
"Т-34" (2019)

И традиционно... куда без "неоднозначного образа врага"? Он не палач, не агрессор, он - профессиональный военный, рыцарь с кодексом чести...

Неоднозначным - умным и опасным - был к примеру разведчик Шлоссер из "Варианта "Омега", настоящий матерый враг. Или хитроумный персонаж Кристофа Вальца из "Бесславных ублюдков".

А "очеловечивание" нацистов - признак бездарности и нехватки профессионального мастерства сценаристов и режиссера. Изобразите врага страшным, умелым, толковым - но не надо с ним "брататься".

"Танки" (2018)
"Танки" (2018)

Что говорить об авторах менее толковых, чем Бондарчук и Сидоров?

Те выдают просто несусветную дичь типа "Танков" (2018). Где, к примеру, звучит фраза "Активируйте Шульца!" - и в ту же секунду по дорогам Московской области спокойно рассекает году этак в 39-м колонна нацистов-мотоциклистов в черной коже что твой "Безумный Макс"....

"Зоя" (2021)
"Зоя" (2021)

Сейчас все пишут о фильме "Зоя". Посмотрел несколько детальных разборов. Авторы чуть ли не с секундомером разбирают хронологические и фактологические неточности и щеки актрисы.

Почему бы не сказать наконец прямо? "Зоя" - плохо сделанное бездарное кино. Поверьте, был бы это талантливый, страстный, прочувствованный фильм - да плевали бы зрители на детали. Знал Сталин Зою или не знал, подожгла она избы или нет, какой длины были волосы - все это было бы не так важно, если бы мы слились с экраном и не могли оторваться от истории короткой трагической жизни и мученической смерти.

А так - еще один освоенный бюджет на "важную" тему. Зоя, Шура, Зина, Марат, Леня, Александр, Матросов, Портнова, Казей - какая разница.

"Они сражались за Родину" (1975)
"Они сражались за Родину" (1975)

На самом деле ответ рядовому Райану был дан за 20 лет до его съемок, когда молоденький Спилберг только начинал свою карьеру с акулой-людоедкой.

Режиссер и актер-фронтовик, папа автора "Сталинграда 3-Д" Сергей Бондарчук снял такого "Райана", что, уверен, сам Стивен снял бы шляпу, пардон - любимую бейсболку.

Вот оно - настоящее эпическое, национальное и общечеловеческое кино. Понятное и близкое всем - и академику, и колхознику, и столичному интеллигенту, и провинциальному работяге.

Герои "Они сражались за Родину" - вот кто реальные прототипы "Райана". Обычные мужики с обычными фамилиями - Некрасов, Стрельцов, Звягинцев, Поприщенко, Лопахин. Вчерашние конторские служащие, комбайнеры, шофера. Родина призвала - и они за нее сражаются.

Кстати, это роднит их с героями "Рядового Райана". Те ведь тоже - не спецназ и не элита армии, не выпускники Вест-Поинта. Капитан Миллер ("Мельник", по распространённости что наш "Кузнецов") - учитель. Его подчиненные - типичные американцы, которых страна призвала воевать с фашистами в Европе, которую они раньше только в кино видели.

"Они сражались за Родину" (1975)
"Они сражались за Родину" (1975)

Такой "ответ", на мой взгляд, был бы самым лучшим. Не соревноваться с голливудскими блокбастерами, не копировать их стиль и приемы. Сделать свое, настоящее национальное кино. Талантливое и искреннее.

Пока мы к этому не готовы - будем потреблять имитации и суррогаты. В лучшем случае.