Эта причта из Евангелия касается каждого из нас. А ней открывается суть любви Божией и прощение кающегося грешника.
У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение (Лк.15:11—12).
Так, очень просто и очень грустно для отца, начинается эта Евангельская притча. Свт. Николай Сербский объясняет эту притчу так: Человек некий — это Бог-Отец, старший сын — это все праведники, а младший сын — это все грешники. Младший сын требует раздела имущества: чтобы не иметь ничего общего — ни с Отцом, ни с братом-праведником...
По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно (Лк.15:13).
Любой, без исключения, человек, если он отделится от Бога, живёт распутно. Расточил имение своё — такой конец бывает всегда, когда мы пытаемся жить по своей греховной воле...
Почему сын—грешник ушёл из дома?
Чтобы иметь полную свободу, и потому что жизнь с праведниками обличает без слов... Каждый грешник, начиная с Адама, требует раздела с Богом; а потом, рано или поздно, начинает понимать, что без Бога он - ничто.
Живя распутно — когда человек не имеет Любви: благодать Божия отходит, и он предается страстям. Тогда человек оставляет путь Божий и бегает по путям греха (Пс.77:33)...
Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться (Лк.15:14).
В стране, далёкой от Бога, всегда голод: но когда грешник растратит на грехи, все силы души и тела, полученные от Бога, тогда появляется великий голод: голод души, объевшейся земным. Жить становится противно...
И пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней (Лк.15:15).
Житель страны — это диавол. Так всегда бывает: сын, или дочь, уходит от Отца (Бога) с великими планами о своем счастье, а в конце концов становится слугою у диавола — свинопасом при чужих свиньях страстях, и стоящих за ними бесами).
И он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему(Лк.15:16).
Рожки — это грехи: их ищут в душах людей, и «едят», свиньи-бесы. Но и этой пищи диавол уже не давал своему наемнику, как сначала— когда сын был ещё свободен...
Придя же в себя — (Пока делал зло, он был вне себя —Блж. Феофилакт Болгарский) — сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих (Лк.15:17—19).
Благодать Божия осветила блудного сына: он увидел своё падение, свою жизнь без Бога и понял, что нужно возвращаться. Хлеб — это жизнь, а наёмники —животные и растения (Свт. Николай Сербский ). Блудный сын, своей распутной жизнью, растратил жизненные силы, полученные от Бога, и стал ниже животных ...
Я согрешил против неба и пред тобою. Небо — это святые, ангелы и образ Божий (он есть у каждого человека). Согрешение против Бога — это согрешение и против ангелов Божиих, и против образа Божия, который есть в нем от Бога, а значит – против неба.
...И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его(Лк.15:20) .Здесь показано прощение, радость и любовь Божия!
Когда покаявшийся сын сказал: ... отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим(Лк.15:21) —милостивый Отец не дал закончить ему, чтобы тот не унижался.
А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк.15:22—23).
- Лучшая одежда — это дары духовные: святость и чистота.
- Перстень на руку — неразрывное соединие души со Христом.
- Обувь — это сила воли, с которою человек пойдет по пути Божию.
- Откормленный телёнок — это сам Христос, а рабы — это ангелы.
Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. — Тело его еще жило, но душа уже умерла. Сперва сын сам себя потерял—душа умерла, а потом нашёлся— это благодать Божия воскресила душу —И начали веселиться(Лк.15:24)...
Узнав обо всем, от слуги, старший сын разозлился и сказал отцу: Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, ... , пришел, ты заколол для него откормленного теленка(Лк.15:29 — 30).
Так праведный сын сказал отцу. Так сердито говорят Церкви многие современные «праведники», когда Церковь с радостью принимает покаявшихся грешников и допускает их ко святому Причастию.
Сын мой! — говорит Отец — ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся(Лк.15:31–32) . Бог напоминает праведнику о богатстве Царства Небесного, и что с приходом брата, это богатство никак не уменьшится. А о возвращении покаявшегося нужно радоваться ...
Свт. Николай Сербский писал, что терпение, прощение и радость — это три главные свойства Божественной любви. И у людей, настоящая любовь всегда имеет эти свойства. Кто не терпит нас, когда мы грешим; не прощает нас, когда мы просим прощения и не радуется нашему исправлению — тот не любит нас ...
Будем же из этой притчи учиться любви – чрез терпение Божие, прощению – через человеколюбие Божие и радости – чрез радость Бога, с любовью принимающего кающихся грешников. Аминь.
Иерей Андрей Гильгенберг, Дрезден-Германия.
ПРИБЛИЖАЕМСЯ К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ. Неделя о мытаре и фарисее (Лк. 89 зач., 18:10-14)
СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ. Что важного для нас в этой встрече Бога и человека?