Найти тему

Тайна Черной Могилы в Чернигове

Вот уже примерно полтора века, как ученые бьются над загадкой огромного кургана Черная Могила в Чернигове. Размеры и богатство захоронения явно говорят о том, что здесь в конце X века был похоронен некий князь (с сыном и женой или наложницей). Однако историки утверждают, что в тот период черниговского княжеского престола не существовало. Более того, даже такие авторитетные советские историки, как Б.А. Рыбаков, не смогли точно определить личность покойного. Кем же он мог быть на самом деле?

Князь или воевода?

На основании летописной статьи 968 года, относящейся к Древнейшему своду, историк А.Н. Насонов отрицал существование в Чернигове второй половины X века княжеского стола и тем более князя, подобного древлянскому Малу или вятичскому Ходоте. В рассказе 968 года об осаде Киева печенегами в отсутствие Святослава Игоревича приводятся слова воеводы Претича, свидетельствующие о том, что левобережные дружины подчинялись непосредственно киевскому князю и должны были выручить княгиню Ольгу с внуками: «… аще ли сего не створимъ, погубити ны имать Святославъ».

Современная реконструкция древнего Чернигова.
Современная реконструкция древнего Чернигова.

Источники не содержат сведений о борьбе левобережной местной знати X века с киевским князем. Но нельзя полностью отрицать возможность существования княжеского стола в Чернигове (новой, не местной традиции) в первой половине X века (до 968 года). Ибо известно, что после «установления» земли древлян там в Овруче существовал новый княжеский стол, занимаемый Олегом Святославичем (970-977). Однако до сих пор неизвестны вероятные претенденты из Рюриковичей на черниговский стол.

Спекшиеся в огне погребального костра предметы из кургана Черная Могила (кольчуга, острие копья). Экспозиция Государственного исторического музея в Москве.
Спекшиеся в огне погребального костра предметы из кургана Черная Могила (кольчуга, острие копья). Экспозиция Государственного исторического музея в Москве.

Материалы кургана Черная могила, датируемого византийской монетой 945-959 годов (раскопки Д.Я. Самоквасова, 1872-1873) иногда приводятся как доказательство существования в Чернигове в середине X века местных князей. Б.А. Рыбаков на основе анализа данных раскопок (общий характер погребения и его инвентарь – расположение кургана вблизи валов Чернигова X века, наличие одновременного оружия и культовых предметов) сделал вывод о том, что это захоронение «одного из неизвестных нам черниговских князей эпохи Святослава».

Современный вид на историческую часть Чернигова.
Современный вид на историческую часть Чернигова.

Однако такой же характер могло носить и погребение воеводы-боярина или «старейшины града» («градника», «властелина града»), функции которых во многом связаны с дофеодальной традицией (от военных и налоговых до жреческих). Наверняка известно, что черниговский стол возник уже в результате борьбы между братьями Ярославом Мудрым и тмутаранским князем Мстиславом Владимировичем, приведшей к временному (1024-1036) разделу «Русской земли» по Днепру. Но и после смерти Мстислава в Чернигове не был посажен князь, Ярослав остался «единовластцем».

Предметы из кургана Черная Могила: 7 – игральные шашки (понятно, как воевода проводил свой досуг), 8 – игральные кости («бабки»), 9 - пуговицы, 10 – гирька, 11 – пряслице, 12 – ключи (замки на Русь завезли скандинавы), оселок, нож, 14 – бусы, 15 - серп. Экспозиция Государственного исторического музея в Москве.
Предметы из кургана Черная Могила: 7 – игральные шашки (понятно, как воевода проводил свой досуг), 8 – игральные кости («бабки»), 9 - пуговицы, 10 – гирька, 11 – пряслице, 12 – ключи (замки на Русь завезли скандинавы), оселок, нож, 14 – бусы, 15 - серп. Экспозиция Государственного исторического музея в Москве.

Ритоны валькирий и настоящая «будёновка»

Находки, сделанные в кургане Черная Могила, говорят о том, что здесь упокоился очень видный военачальник скандинавского происхождения, по статусу действительно равный киевским князьям. Самые важные предметы, найденные в могиле, таковы.

Ритоны. По скандинавским верованиям, валькирии встречали павших воинов-эйнхериев у входа в потусторонний мир – Вальхаллу с ритонами - рогами для питья в руках. Ритоны – редкая находка, их обнаруживают только в богатых погребениях верхушки воинской элиты на территории Восточной Европы и Скандинавии. В Черной Могиле были найдены сразу два таких рога.

Современная реконструкция ритонов из кургана Черная Могила. Экспозиция Государственного исторического музея в Москве.
Современная реконструкция ритонов из кургана Черная Могила. Экспозиция Государственного исторического музея в Москве.

Большой ритон представляет собой турий рог, оковку устья которого украшает фриз с изображениями животных, птиц, людей и фантастических тварей. Разные исследователи относят его к искусству Древней Руси, Хазарского каганата, венгров или скандинавов. На фризе изображены двое лучников, стреляющих в разные стороны: один простоволос и бородат, волосы другого заплетены в косу. Учеными были предложены различные трактовки этого сюжета. Самые вероятные: это иллюстрация к древнерусской былине об Иване Годиновиче либо к скандинавскому мифу о браке бога моря Ньёрда и обитательницы гор Скади.

Фигурка бога Тора. Миниатюрная статуэтка изображает человека в позе лотоса, который одной рукой держит свою бороду. Странные выпученные глаза и акцентированный нос имеют параллели в скандинавских статуэтках. Четкое изображение пояса, завязанного с двух сторон замысловатыми узорами, позволяет предположить, что это скандинавский бог Тор со своим Поясом Силы. Борода – это рыжая борода громовержца Тора (символ молнии), тряся которой он мог вызвать ветер и бурю.

Фигурка Тора из кургана Черная Могила на фоне ритонов (для понимания масштаба). Экспозиция Государственного исторического музея в Москве.
Фигурка Тора из кургана Черная Могила на фоне ритонов (для понимания масштаба). Экспозиция Государственного исторического музея в Москве.

Однако фигурка из Черной Могилы имеет и отличия от скандинавских аналогов: Тор изображен в кафтане степняков-кочевников, соседей Древней Руси, а скрещенные ноги указывают на восточное влияние. Вероятно, статуэтка была изготовлена скандинавским мастером на Восточном пути (Аустрвег, как называли викинги «путь из варяг в греки»).

Фигурка Тора из кургана Черная Могила крупным планом.
Фигурка Тора из кургана Черная Могила крупным планом.

Шлемы. В Черной Могиле были обнаружены два шлема – отца и сына. Шлем, принадлежавший старшему мужчине, имеет сфероконическую форму и изготовлен из четырех склепанных между собой железных пластин, которые вдобавок были обтянуты позолоченным листом латуни. Шлем украшен налобной накладкой в виде трезубца (родовой знак Рюриковичей), ажурным венцом, навершием и квадратными бляхами по бокам. Все накладные детали были покрыты тонким серебряным листом. Навершие имело втулку с отверстием, в которое мог вставляться перьевой или волосяной султан.

Шлем из кургана Черная Могила – прототип богатырки-будёновки.
Шлем из кургана Черная Могила – прототип богатырки-будёновки.

Такие шлемы были переняты русскими дружинниками у венгров и степных тюркских народов, а затем заимствованы в Польшу, Венгрию и Чехию. Именно эта форма шлема послужила художникам В.М. Васнецову и Б.М. Кустодиеву образцом для создания эскизов форменного головного убора «богатырка», который после революций 1917 года стал использоваться как красноармейская будёновка.

Мечи. В кургане также были найдены два меча. После расчистки рукояти «большого» меча С.Ю. Каинов обосновал его принадлежность к типу Wallingford (по экземпляру, найденному в реке Темза около Уоллингфордского моста), являющемуся развитием типа L. Мечи этой группы соотносятся с группой VI по типологии англосаксонских мечей М. Уиллера. Наиболее близкие черниговскому мечу английские находки датируются в рамках рубежа Х-XI веков. Анализ фрагментов угля из погребального костра позволяет получить интервал календарного возраста 980-1025 годы.

Рукоять большого меча из кургана Черная Могила. Экспозиция Государственного исторического музея в Москве.
Рукоять большого меча из кургана Черная Могила. Экспозиция Государственного исторического музея в Москве.

Скипетр. Один из обнаруженных в захоронении предметов, который ранее считали ножом, при исследовании на синхротроне оказался скипетром, украшенным серебряной проволокой. То есть это реальный символ власти правителя.

Роли дружины, князя и воевод в Древней Руси

Дружина первых древнерусских князей была разнородна по своему этническому составу. В нее входили скандинавы (в летописях – русы или русь), славяне, балты, финно-угры (меря, мурома, весь). Историк А.А. Горский считает, что институт дружины был присущ обществам эпохи зарождения феодализма, а дружинная знать складывается уже во время формирования раннефеодальных отношений. У восточных славян ранний феодализм складывается в X - XI веках.

Современная реконструкция внешнего вида русского дружинника X-XI веков.
Современная реконструкция внешнего вида русского дружинника X-XI веков.

Само слово «дружина» появляется в «Повести временных лет» в описании похода князя Игоря на византийских греков в 941 году. Характерно, что во время второго похода в 944 году Игорь «созва дружину и нача думати» о предложении византийского императора заключить мир. По этому поводу историк древнерусского права В.И. Сергеевич заметил, что князь не мог приказывать дружине: ему нужно было с ней договариваться, убеждать ее.

Экспозиция, посвященная материальной культуре русской дружины. Государственный исторический музей в Москве.
Экспозиция, посвященная материальной культуре русской дружины. Государственный исторический музей в Москве.

До X - XI веков о существовании княжеского двора на Руси не стоит говорить. Государством управлял князь и его ближайшее окружение. Дружинники и бояре от имени князя собирали дань, вершили суд и осуществляли функции администрации на местах. Когда Игорь Рюрикович отдал древлянскую дань воеводе Свенельду, он даже не установил, какую часть тот берет себе. Игорь и погиб от рук древлян, когда под давлением своих дружинников (они завидовали Свенельдовым «отрокам», думая, что они богаче них), пошел за чрезмерной данью.

Экспозиция, посвященная материальной культуре русской дружины. Государственный исторический музей в Москве.
Экспозиция, посвященная материальной культуре русской дружины. Государственный исторический музей в Москве.

Очень характерно и поведение Святослава Игоревича в стиле «пацаны не поймут». Под 964 годом «Повесть временных лет» рассказывает, как он «переял» власть у матери Ольги и в ответ на ее уговоры о крещении в христианство ответил: «- Како азъ хочю инъ законъ прияти единъ? А дружина моя сему смъятися начнуть! Она же рече ему: - Аще ты крестишися, вси имуть то же створити! Он же не послуша матере».

Экспозиция, посвященная материальной культуре русской дружины. Государственный исторический музей в Москве.
Экспозиция, посвященная материальной культуре русской дружины. Государственный исторический музей в Москве.

Анализ историками летописей о периоде X - XI веков на Руси показал, что, говоря о государственной деятельности дружинников, чаще всего они называют воевод. Широкоизвестный фрагмент «Повести временных лет» под 945 годом замечает: «Вольга же бяше в Киеве съ сыномъ своимъ с дътскомъ Святославомъ, а кормилець его Асмудъ и воевода бе Свънелдъ». И даже позднее, в северорусских летописях XI - XIII веков княжеские воеводы-военачальники упоминаются довольно часто. Воеводами бывали и высшие чины двора, тысяцкие, даже княжеский печатник. Все они ходили в походы, возглавляли отряды княжеского войска и бились в первых рядах.

Экспозиция, посвященная материальной культуре русской дружины. Государственный исторический музей в Москве.
Экспозиция, посвященная материальной культуре русской дружины. Государственный исторический музей в Москве.

При этом уже с конца X века на Руси утверждается принцип единоличной княжеской власти. Под 977 годом «Повесть временных лет» говорит про Ярополка Святославича: «А Ярополкъ посадники своя посади в Новъгородъ, и бъ володъя единъ в Руси». Про победившего Ярополка в борьбе за киевский престол Владимира Нестор пишет: «И нача княжити Володимеръ в Киевъ единъ».

«Губитель князей»

Одним из самых примечательных воевод на Руси был тот самый Свенельд (др.-сканд. Sveinaldr, 920-977) – викинг предположительно родом из Швеции и, возможно, дальний родственник киевских князей и сам потомок Рюрика по боковой ветви. Свенельд пережил князя Игоря, его сына Святослава Игоревича и сына последнего - Олега Святославича. Некоторые подозревают, что их гибель была подстроена именно им.

Древляне на карте Древней Руси.
Древляне на карте Древней Руси.

Игорь погиб, пойдя за данью к древлянам, так как его дружинники завидовали размерам дани, собранной ранее с древлян «отроками» Свенельда. Святослав Игоревич погиб на днепровских порогах от рук печенегов, возвращаясь из того же похода, из которого Свенельд успешно вернулся живым на конях. (Хотя воевода якобы предупреждал князя об опасности). Смерть Олега Святославича произошла в землях древлян во время междуусобицы с его братом Ярополком, спровоцированной Свенельдом в качестве вендетты за гибель его сына Люта от рук Олега. А кое-кто даже считает, что он «подбивал клинья» к княгине Ольге. На самом деле, то, что сын Ольги от Игоря получил имя Святослав, созвучное с именем воеводы (в славянском варианте Свенельд – это Святольд), уже заставляет задуматься.

Русь во второй половине X века.
Русь во второй половине X века.

Но это предположения. Из летописей достоверно известно об участии Свенельда в завоевании уличей и сборе дани с древлян. Воевода имел личную дружину («отроков») и обладал значительными богатствами, он участвовал в каспийских походах русов и войнах с Болгарией и Византией в 970-971 годах: его имя представлено в тексте русско-византийского договора 971 года в Ипатьевской летописи. Он был воспитателем Святослава Игоревича наряду с боярином Асмудом и подавлял восстание древлян, поддержав овдовевшую княгиню Ольгу. Не исключено, что после смерти Святослава Свенельд обладал (в годы юности Ярополка Святославича) полномочиями великого князя и фактически был единовластным правителем Руси.

Современное гипотетическое изображение Святослава Игоревича, воспитанника (и родственника?) Свенельда.
Современное гипотетическое изображение Святослава Игоревича, воспитанника (и родственника?) Свенельда.

В 975 году, в землях древлян, сын Свенельда Лют был убит Олегом Святославичем. В ответ воевода спровоцировал Ярополка Святославича на войну с братом, закончившуюся в 977 году в городе Овруч смертью Олега. «Смотри, - сказал ему Ярополк над трупом брата, - ты этого хотел». В итоге место Свенельда при князе занял воевода Блуд. К 978-980 годам Свенельд, видимо, умер, так как его имя уже не упоминается при рассказе о междуусобице между Ярополком и Владимиром Святославичами.

Однако образ воеводы продолжает жить в художественных произведениях. Так, он является одним из главных героев известного советского фильма «Легенда о княгине Ольге» (1983). В 2016 году в Санкт-Петербурге была поставлена историческая драма Дмитрия Босова «Свенельд». В том же году в России вышел фильм «Викинг», повествование в котором ведется от имени Свенельда, изображенного как хитрый, коварный и жестокий воин (в принципе, недалеко от истины).

Маркграф или майордом?

Очень вероятно, что в кургане Черная Могила похоронен именно Свенельд с сыном Лютом (Людвигом). Возможно, грозного и могущественного воеводу с собственной дружиной, которой завидовали даже княжеские дружинники, Святославичи отослали от греха подальше из Киева в Чернигов. Там он оказался на своем месте: в тот период черниговская знать активно занималась покорением других славянских племен – северян, радимичей, вятичей. «Бэкграунд» Свенельда с его успешным усмирением уличей и древлян делал его максимально подходящей кандидатурой на роль этакого маркграфа марки – пограничной военной территории, каковые имелись в то время на востоке Германской империи.

Максим Суханов в роли воеводы Свенельда в фильме "Викинг" (Россия, 2016).
Максим Суханов в роли воеводы Свенельда в фильме "Викинг" (Россия, 2016).

Таким образом, Святославичи вывели его из поля возможностей создания новой княжеской династии (тем более, если Свенельд ко всему прочему являлся одним из Рюриковичей). Подобный пример был в то время у всех на слуху, и воевода сам отчасти раскрыл свои намерения, назвав сына Людвигом (первоначальная форма - Хлодвиг – это имя носили многие франкские короли).

Современная реконструкция одного из первых известных правителей франков - Хильдерика Первого.
Современная реконструкция одного из первых известных правителей франков - Хильдерика Первого.

В связи с ослаблением власти франкских королей из династии Меровингов в середине VII века приобрела особенную силу должность майордома. Люди в этой должности заведовали придворной службой, управляли имениями короля, сосредотачивали в своих руках военную и административную власть, исполняли судебные функции и становились главами государств, устраняя «ленивых королей». При майордоме Пипине Геристальском эта должность стала наследственной: он принял титул dux et princeps Francorum - вождь и князь франков.

Франки эпохи Меровингов VI века. У всех ранних германцев основным занятием мужчин была прежде всего война.
Франки эпохи Меровингов VI века. У всех ранних германцев основным занятием мужчин была прежде всего война.

В хрониках того времени появилась формулировка: Regnante rege, gubernante majore domus — «в царствование (такого‑то) короля, когда управлял (такой‑то) майордом». Карл Мартелл стал единственным майордомом и князем франков, а его сын Пипин Короткий заключил в монастырь последнего Меровинга, Хильдериха III (751), был провозглашен королем и помазан папой римским на престол. С него началась династия Каролингов.

Франки эпохи Меровингов VII века.
Франки эпохи Меровингов VII века.

Разумеется, Свенельд, как и другие варяги, был в курсе положения дел в государстве франков: еще в 885-886 годах викинги осаждали Париж, а в 911 году составили ядро дворянской знати в герцогстве Нормандия, которой дали свое имя. Ситуация с расстановкой сил между дружиной, конунгами-князьями и воеводами-ярлами на Руси позволяла повторить историю с захватом верховной власти майордомами – только в их роли могли оказаться воеводы. Например, именно благодаря викингу Олегу, бывшему воеводой, регентом и соправителем при Игоре Рюриковиче, смешанной скандо-славяно-финской дружине из Новгорода удалось захватить ранний Смоленск (Гнёздово) и затем в 882 году сам Киев.

Корабли викингов.
Корабли викингов.

Причем в обоих городах ранее уже были свои княжеские варяжские династии (пресловутый Аскольдир в Киеве и известные из гнёздовских курганов конунги). «Ленивые князья» в Киеве соответственно могли повторить судьбу франкских «ленивых королей» в Париже. Тем более что офранцуженным нормандским викингам удалось в 1066 году даже завоевать всю Британию, сместив англосаксонскую королевскую династию. Однако история не знает сослагательного наклонения.

Карта основных центров Древней Руси.
Карта основных центров Древней Руси.

Использованная литература:

Мурашева В.В., Каинов С.Ю., «Викинги. Путь на Восток», Москва, Исторический музей, 2020.

Н.Ф. Котляр, «Княжеская служба в Киевской Руси», Санкт-Петербург, «Наука», 2017.

А.К. Зайцев (1939-2009, специалист по исторической географии)), «Черниговское княжество. X - XIII вв.» (неопубликованная диссертация 1976 года), Москва, «Квадрига», 2017.

Г. Вернадский (1888-1973, профессор Йельского университета), «Киевская Русь», Москва, «Ломоносовъ», 2016.

А. Стриннгольм «Походы викингов» (впервые опубликована в 1835, на русском языке – в 1865), Москва, «Транзиткнига», 2003.

Также на канале:

Что скрывают курганы вятичей в московском парке Царицыно?

Первые "европейцы" в России

Древний Смоленск и его скандинавская княжеская династия

Немецкая божница в Смоленске - наследие Великой Моравии?

Женщины Древнего Новгорода

Против кого Юрий Долгорукий строил укрепленные города?

Приди ко мне, брате, в Москов...

Антинорманистам на заметку: почему во Франции нет "антифранкской" теории?

Чему Фридрих Барбаросса научил Андрея Боголюбского?

Андрей Боголюбский против финнов

Что делали венгры в землях вятичей на Оке?

Курганы вятичей на Оке

Чешская жена Всеволода Большое Гнездо

Что означают фигуры на Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском?

Золотые ворота Киева и Владимира - где истоки?