Коллеге объявлен выговор по причине нарушения трудовой дисциплины - опоздание на работу на несколько минут. Объяснительную он написал: сломался автобус. Справедливо ли решение руководства?
Да, интересный момент, давайте выяснять правильно ли поступил работодатель, наказав за опоздание работника. Является опоздание в данной ситуации уважительной причиной? Имеет ли право работодатель применить в отношении опоздавших работников дисциплинарное взыскание?
На предприятии организована доставка работников на автобусе, который принадлежит работодателю. Работники, пользующиеся развозкой работодателя, могут опоздать на работу, по причине поломки транспорта или пробок на дорогах. Что в этом случае делать директору, наказывать всех за опоздание или нет.
Конечно-же, опоздание по-любому считается опозданием.
Обычно считается так: если ты добираешься своим ходом (общественный транспорт, личный, пешком), то опоздание есть опоздание.
Ты должен планировать свой распорядок и маршрут так, чтобы прибыть на работу вовремя.
Если же ты едешь корпоративным транспортом (автобус, предоставленный работодателем для доставки сотрудников на работу и с работы), то автобус может хоть час в пробке простоять с половиной рабочего коллектива, это не будет считаться опозданием. Это при условии, что работники никаким другим способом не могли добраться до работы, чтобы сократить время опоздания.
В Роструде считают, что в таком опоздании не может быть вины работников. Если на предприятии организована доставка работников на автобусе, принадлежащем работодателю и в один из дней автобус задерживается, и как следствие работники опаздывают на работу, является ли такое опоздание уважительной причиной? Имеет ли работодатель право применить в отношении опоздавших работников дисциплинарное взыскание?
Вот позиция Роструда:
Нет не имеет. При вынесении дисциплинарного взыскания, работодатель помимо всего прочего должен учитывать и обстоятельства его совершения. В рассматриваемой ситуации, работодатель организовал доставку работников до места работы служебным транспортом, т.е. принял на себя данные обязательства, которые фактически сам же и нарушил (автобус пришёл с опозданием). С водителем опоздавшего автобуса работодатель конечно будет разбираться, а с работниками, которые по этому поводу опоздали на работу – нет.
А что говорит нам по этому поводу трудовой кодекс
При применении дисциплинарного взыскания работодателю необходимо учитывать тяжесть проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду. При этом оценивать тяжесть проступка работодателю следует не только по продолжительности отсутствия работника на рабочем месте, но и по иным критериям, например по характеру последствий, которые повлекло за собой нарушение режима рабочего времени.
Об опоздании речь идет тогда, когда работник приходит на работу позже начала рабочего дня, прописанного в его трудовом договоре, либо в локальном нормативном акте, например в правилах внутреннего трудового распорядка (далее - ПВТР). И никакого допустимого времени, на которое можно опаздывать, в ТК РФ нет.
Причем опоздание - это поздний приход не просто в офис, но и на свое рабочее место (Статья 209 ТК РФ; пп. "а" п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2)
Кроме того, опоздание - это еще и несвоевременное возвращение на работу после обеденного перерыва (Статья 108 ТК РФ).
Отсутствие работника на рабочем месте можно рассматривать в качестве дисциплинарного проступка только в том случае, если действия работника носили виновный характер. Если же работник не смог вовремя прийти на работу по уважительным причинам, такие действия работника не являются основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности.
А если у автобуса возникла неисправность недалеко от офиса работодателя и работники могли пешком дойти от места поломки
Могли, но опоздали тем не менее. Если работодатель принял на себя обязательство по доставке работников, то он и отвечает в том числе и за исправность автобусов. И за своевременную доставку работников.
Нарушение режима рабочего времени может быть выражено в отсутствии работника без уважительных причин в рабочее время на рабочем месте. В рассматриваемом случае за опоздание на работу работодатель не вправе применить к работнику дисциплинарное взыскание из указанных в ст. 192 ТК РФ (замечание, выговор).
Другое дело, если бы работник опоздал на работу, по причинам, произошедшим из-за неисправности общественного транспорта или личного транспорта работника, или пробки на по дороге на работу
Анализ судебной практики показал, что суды, признавая правомерность или незаконность применения к работнику дисциплинарного взыскания, исследовали следующие обстоятельства:
- предупредил ли работник о своем опоздании работодателя;
- при каких условиях возникла неисправность транспортного средства;
- предпринял ли работник необходимые меры для избежания ситуации по опозданию на работу;
- была ли возможность у работника предпринять меры для прибытия на рабочее место вовремя;
- была ли у работника возможность использовать иной транспорт;
- возникли ли у работодателя в результате опоздания работника негативные последствия, приведшие к ущербу, убыткам, срыву мероприятий и т.д.;
- предоставлено ли работником подтверждение поломки транспортного средства;
- иное.
С учетом изложенного в рассматриваемой ситуации работодателю следует проанализировать наличие вины работника, учесть тяжесть совершенного проступка и все обстоятельства, при которых он был совершен, и только после этого можно будет принять решение о возможности применения к работникам дисциплинарного взыскания.
Считаем, что наказывать работника в данной ситуации неправомерно.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить следующие разборы популярных вопросов охраны труда и трудового законодательства.