Написал «в каком случае» и тут же подумал, что это, скорее, не «случай», а повсеместно распространенная практика. И скорее подлинную любовь родителей к детям нужно рассматривать как «случай», настолько она редка.
Любите ли вы своих детей? Любили ли вас родители? – на эти два вопроса большинство людей ответят утвердительно и, скорее всего, ошибутся. Это как раз тот случай, когда, по словам Пушкина: «Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад!»
Есть один четкий критерий, по которому можно отличить настоящую любовь от всех ее подделок и суррогатов. Настоящая любовь не может возникнуть «сама по себе». И в этом она сходна с жизнью.
Наша атеистическая наука до сих пор «славится» глупыми теориями о «самозарождении» жизни из какого-то первичного белкового «бульона» (см. теория академика Опарина). Но – увы! – еще ни разу не удалось это доказать экспериментально. И никогда не удастся. Так как это невозможно в принципе.
Но это отдельный разговор – вернемся к любви. Она – как жизнь – не можем возникнуть самопроизвольно ни из какого «бульона» человеческих взаимоотношений. И если между людьми не было любви, то она не может возникнуть ни из какого дальнейшего развития этих отношений и перенесения этих отношений на другие объекты.
Уловили логику? Если между родителями не было настоящей любви, то они просто по определению не могут любить детей, от них произошедших. Увы – это невозможно! Любовь рождается только от любви, и по-другому возникнуть никак не может.
В этом ее отличие от огня. Огонь ведь тоже, как правило, происходит от огня. Но его можно вызвать и трением горючих материалов друг о друга. Увы – с любовью такого не получится. Никаким многолетним «трением» людей друг о друга ее вызвать невозможно.
Предвижу возникновения настоящего «воя» по поводу вышеизложенного. Дескать, автор передергивает. Родители могут любить своих детей, даже не любя друг друга. Дескать, это закон природы, и материнская и отцовская любовь – это отдельный вид любви, который не имеет отношения к любви между супругами.
Эх, рад бы был с этим согласиться, но – увы! – все это только самообман и благие пожелания. Реальная жизнь их не подтверждает, и для всех людей, которые способны трезво смотреть на жизнь и не обманывать самих себя разного рода «прелестью» - это очевидно.
Увы – если родители не любили друг друга, в этом случае то, что они называют любовью к детям – это не любовь, а продолжение их эгоизма. Да – они любят своих детей, но любят их так, как любят самих себя – простым эгоистическим инстинктом самосохранения и продолжения жизни. Дети в этом случае – это просто продолжение самих родителей, и горе им, если они не соответствуют ожиданиям своих родителей на это «продолжение».
Имея не один десяток лет педагогической практики – наблюдаю это воочию. Большинство родителей буквально умучивают своих детей (есть хорошее, но грубое, хотя и очень точное по сути слово, позволю его себе употребить – «дрочат» своих детей) разного рода кружками, секциями, школами саморазвития и т.п. и т.д.
Бедные дети! Насколько же многие из них просто ненавидят своих родителей – знаю это не понаслышке, а из уст многих таких искалеченных, умученных и «задроченных» собственными родителями детей.
Таким горе-родителям не нужны их дети сами по себе. Им нужны дети, которые будут реализовывать их собственные амбиции, те, которые не удалось реализовать им самим. Поэтому они так и смотрят на своих детей как на возможность через них реализовать самих себя.
При этом им самим кажется, как они любят своих детей, как они заботятся о своих детях, как они их готовят к будущей жизни, как они их «развивают»… Увы, увы – это, может, и так, но это не любовь. Все, что угодно, но только не любовь. И жалко бедных детей, попавших в эти тиски родительских амбиций и тщеславия. Ибо вырастает очередное «безлюбовное» поколение, которое по тому же шаблону будет относиться и к собственным детям.
Опять же предвижу «вой» несогласия многих таких родителей. Они будут по-прежнему настаивать на собственной «любви», несмотря ни на что.
Хорошо – привожу еще одно «доказательство». Часто можно услышать от скандалящих и разводящихся родителей – мол, зачем я вышла (женился) за этого урода (на этой уродине). А детей я бы могла (мог) иметь и от другого человека… Может, вы сами думали в этом ключе? Готовы в этом признаться?
А ведь это самое настоящее и прямое доказательство вашей «нелюбви». Если вы считаете, что могли бы иметь «других» детей от «другого» человека – это значит только одно, что «этих» детей вы не любите.
Ибо важнейший признак любви – это ее конкретность в проявлении к этому конкретному и уникальному человеку. Она никак не может допустить никаких «замен». Если я люблю именно этого человека, то сама мысль о его замещении на кого-то другого ничего кроме чувства кощунства и отторжения во мне вызвать не может.
Если же вы легко допускаете возможность такой «замены» для своих собственных детей – это подтверждает одно: вы их не любите.
Это для собственного эгоизма не важно – от кого иметь детей. В любом таком ребенке все равно будет «моя половина» и «мое продолжение». Поэтому и не важно – от кого, важно что «от меня».
Любовь рассуждает по-другому. Я люблю этого конкретного человека в том числе и за его уникальность и неповторимость. И точно так же я отношусь к детям, рожденным от него (нее). Каждый из них – уникален и неповторим. Они не меня копируют и не являются «моим продолжением» - они сознаны «по образу и подобию» любимого человека и связывающей нас любви.
Поэтому никакие «замены» недопустимы, ибо любовь всегда уникальна и неповторима.
Предвижу, что многим эти рассуждения покажутся оторванными от жизни и нереалистичными.
И здесь я с вами соглашусь: и в самом деле – так называемая «реальная жизнь» все дальше уходит от истинных законов жизни и настоящей любви. Сбываются слова Христа:
«И по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь». Мф. 24. 12.
Что мы сейчас и наблюдаем. Супруги не любят друг друга и рождают не любимых детей. А те все больше озлобляются в этой «нелюбви» и будут готовы отомстить своим родителям и в свою очередь породить еще более «безлюбовное» и уже откровенно ненавидящее всех поколение.
Все это происходит на наших глазах и очевидно для «имеющих глаза, чтобы видеть».