Афганистан, Чернобыль… 50-я смешанная Ордена Красного Звезды авиационная база имеет не только героическое прошлое, но и достойно идет в ногу со временем. Ее летчики открывают государственные военные парады, побеждают и становятся призерами в международных армейских играх, но главное – авиаторы надежно обеспечивают мир и стабильность на белорусской земле. Накануне Дня защитников Отечества мы побывали на авиабазе и узнали, чем живет легендарный «полтинник».
Страницы летописи
Ровно в 9:30 мы на КПП. Здесь нас уже ждет заместитель командира по идеологической работе авиационной эскадрильи, подполковник Андрей Пучко. Вместе с ним совершаем небольшую экскурсию по территории военной части.
– Возможно, вы удивитесь, но ежегодно у нас на экскурсиях бывает до полутора тысяч школьников и студентов. Патриотическому воспитанию подрастающего поколения мы уделяем особое внимание. Кроме того, бывают наши соотечественники и гости из-за рубежа, – начинает рассказ Андрей Пучко. – Аэродром в Мачулищах – один из старейших в стране. Мы отправляли запросы в архивы Беларуси и России, чтобы узнать его историю. Так вот, найдена учетная карточка с записью от 3 июля 1937 года. Но возможно, аэродром и старше.
На аэродроме Мачулищи первоначально базировалась истребительная авиация, которая активно использовалась в годы Великой Отечественной войны. С 1948 по 1950 год прошла его модернизация. Аэродром стал стратегическим объектом для базирования дальней авиации.
Этот документ заложен на постаменте рядом с памятником аэродрому в виде вертикально взлетающего самолета. Рядом находится аллея героев и мемориальный комплекс «Самолет-музей воинской славы». В последнем разместилась экспозиция, которую собирали по крупицам у ветеранов авиации. Здесь можно увидеть личные вещи летчиков, множество интересных документов и даже боевое знамя полка, а еще посидеть за штурвалом командира экипажа, или почувствовать себя штурманом.
Аллея героев и мемориальный комплекс «Самолет-музей воинской славы» на авиабазе в Мачулищах
Дорогой мужества
– Меня часто спрашивают, какой экспонат самый ценный. Сложно сказать. Но вот, к примеру, осколок бомбы, который нам принес ветеран Афганской войны со словами: «Он упал у меня прямо перед носом. Такая бывает и смерть: острая, тяжелая и раскаленная», — рассказывает Андрей Пучко.
А ведь история легендарного «полтинника» началась как раз-таки на далекой афганской войне. Буквально за месяц в 1980 году был сформирован 50-й отдельный смешанный авиационный полк (ОСАП). Летчики выполняли широкий спектр задач на протяжении всех 9 лет. В годы войны ОСАП потерял 118 боевых машин (99 вертолетов и 19 самолетов) и 132 однополчанина. Для сравнения: потери всей авиации составили 431 машину (324 вертолета и 107 самолетов) и 465 человек летного состава.
В годы Афганской войны летчики совершили 120 944 боевых вылета, уничтожили 298 опорных пунктов, 160 огневых точек, 75 складов с оружием и боеприпасами, от 3,5 тысяч мятежников, более 90 тыс. тонн грузов. Звания Героя Советского Союза удостоены 8 человек. За успешное выполнение заданий полк награжден орденом Красной Звезды.
В память о погибших воинах-авиаторах на территории авиабазы возведена деревянная часовня в честь пророка Божия Илии – покровителя воздухоплавателей. А еще высажен яблоневый сад, установлено множество архитектурных конструкций, фонтаны, есть даже бассейн с рыбками и пчелиные ульи. Символично здесь смотрится и скульптура Юрия Гагарина. В общем, уютно и по-домашнему.
На защите воздушных рубежей
В классе предполетных указаний встречаемся с полковником Андреем Лукьяновичем . На нем лежит большая ответственность. Последние 9 лет именно он командует легендарной авиабазой – 50-й САБ.
– Наша авиабаза выполняет ряд важных задач. Помимо защиты воздушных рубежей нашей родины мы ведем круглосуточное дежурство по поисково-спасательному обеспечению государственной авиации в интересах Министерства внутренних дел, Комитета государственной безопасности, Государственного пограничного комитета, – перечисляет Андрей Лукьянович. – Выполняем межгосударственные программы и доверенности в интересах ООН, доставляем гуманитарные грузы и помощь в районы стихийных бедствий, техногенных катастроф. Именно на наших самолетах Ил-76 в прошлом году был доставлен первый гуманитарный груз в Китай . Беларусь является членом ОДКБ. Воздушными судами активно осуществляются перевозки личного состава и грузов в такие страны, как Россия, Кыргызстан, Казахстан, Армению и другие.
С 1994 года на аэродроме базируется 50-я смешанная Ордена Красной Звезды авиационная база.
А еще именно летные экипажи 50-й САБ открывают и закрывают парад войск, посвященный Дню независимости Республики Беларусь. Вертолеты Ми-8 начинают воздушный полет с государственными флагами, а завершают флагманы ВВС – самолеты ИЛ-76 и Л-39, которые идут с дымами в цвет белорусской символики. В парадах принимает участие и лично Андрей Лукьянович.
– Наша авиационная база является и тренировочной площадкой для всей авиации страны, а также представителей из дружественной России, – уточняет собеседник. – В ходе подготовки к параду летчики получают уникальный опыт, который повышает их мастерство. Только представьте, воздушные суда, участвующие в параде, летят на разных скоростях. Пройти единым строем – непростая задача. Любой полет – это искусство. Знаете, мы как художники, только наш холст – это небо.
Еще одна яркая страница в жизни авиабазы – это ежегодное участие в международных армейских играх «Авиадартс », своеобразной олимпиаде между летчиками. И стоит отметить, что молодые пилоты из Мачулищей с честью представляют не только свою авиабазу, но и страну в целом. В течение последних лет в их копилке достаточно побед и призовых мест.
— Только представьте, наши экипажи стали лучшими в боевом применении. Т.е. мы обошли страны, имеющие боевой опыт. А все потому, что все элементы шлифуются до автоматизма, — с гордостью произносит Андрей Лукьянович и приглашает нас на аэродром.
Цвет и гордость страны
Кстати, аэродром имеет особенность. Во-первых, здесь всегда ветрено. А во-вторых, зимой — на несколько градусов холоднее, а летом — жарче. Все дело в бетонном покрытии и простых свойствах физики. Вот и в день нашего приезда, несмотря на то, что мороз был около 20 градусов, на аэродроме он чувствовался на все минус 30.
Обращаем внимание на то, что вся техника выставлена ровно в линеечку. Здесь и тяжелые военно-транспортные самолеты Ил-76МД, и военно-транспортные самолеты Ан-26, и военно-транспортные вертолеты Ми-8МВТ-5, Ми-8МТ, и транспортно-боевые вертолеты Ми-24.
– В нашей стране состоянию техники уделяется особое внимание, – рассказывает командир авиабазы. – Поэтому сегодня на вооружении части она вся новая или после капитально-восстановительного ремонта.
Останавливаемся возле вертолета МИ-8МТВ-5. Здесь встречаем заместителя командира вертолетной эскадрильи на Ми-8, майора Дмитрия Жебрева. К слову, именно он был командиром экипажа, победившего на конкурсе «Авиадартс-2019». Дмитрий пришел в авиацию по стопам отца. Тот также летал на вертолетах. Детство будущего летчика прошло в авиационном городке под Новополоцком.
— Наблюдая ежедневно за авиаторами, их жизнью, выполнением полетов, уже к окончанию школы я твердо решил, кем хочу стать, — признается Дмитрий. — И ни разу с тех пор не пожалел о выборе. Вертолет Ми-8 — один из самых универсальных транспортно-боевых машин в мире. Ведь весь спектр задач, которые он выполняет, настолько обширен, что аналогов ему нет. Имею честь летать на одном из самых совершенных по модификации вертолете Ми-8МТВ-5. Поэтому выполняю свою работу с удовольствием.
Подготовкой молодого летного состава руководит заместитель командира авиационной базы по летной подготовке, подполковник Дмитрий Матюшенко. Он летчик 1 класса, за годы службы имеет около 2,5 тысяч часов налетов.
— Сегодня в Беларуси создана своя школа подготовки пилотов — это авиационный факультет Военной Академии Республики Беларусь. Летную подготовку на вертолетах пятикурсники осуществляют у нас на базе в Мачулищах. Поэтому, когда они приходят к нам служить, мы уже знаем, кто во что горазд, — рассказывает Дмитрий Николаевич. — Я же в свое время, чтобы сбылась мечта, сначала стал курсантом Сызраньского летного училища, а заканчивал уже летный факультет нашей академии. Среди родных никого в авиации не было. Как-то в школьные годы попробовал парашютные прыжки в аэроклубе ДОСААФ. Меня настолько покорил вертолет МИ-2, на котором занимались спортсмены, что я загорелся идеей летать. Знаете, мне это тогда казалось такой романтикой. Прошли годы. А полеты до сих пор вызывают восторг. Ту красоту, которую мы наблюдаем сверху, не передать никакими словами. До сих пор, когда поднимаюсь в небо, набираю высоту и вижу под собой облака, вспоминаю бегущего медвежонка из мультфильма «Облака, белокрылые лошадки».
Тот самый ИЛ-76
Возле самолета Ил-76МД многолюдно. Сюда на экскурсию приехали учащиеся военно-патриотического класса местной школы, чтобы увидеть воочию авиационную технику и пообщаться с летчиками, которые ее эксплуатируют и знают о ней не понаслышке. Поднимаюсь по ступенькам на борт самолета. В кабине пилота встречаю десятиклассника Никиту Демина. Его отец служит в части борт-техником.
— Когда-то папа мечтал связать будущее с иностранными языками. Но за компанию с другом пошел поступать в Кировское летное училище. Правда, тот не прошел, отцу повезло больше, — рассказывает юноша. — С тех пор он служит в авиации. Скажу больше, он и меня влюбил в небо. Надеюсь, что здоровье позволит, и в будущем я стану летчиком-истребителем. По крайней мере, сейчас делаю все возможное, чтобы мечта сбылась.
Здесь же на борту в транспортном отсеке знакомимся с командиром авиационной эскадрильи Ил-76МД, подполковником Александром Фаустовым. Сегодня он выступает в роли гида: показывает самолет, рассказывает о его технических характеристиках, приглашает посмотреть кабину пилота и кабину штурмана.
— Это уникальная крылатая машина, созданная еще советскими инженерами. За мощь и габариты ее часто называют летающим самосвалом, трудягой, или ласково Ильюшей. Кстати, именно на этом Ил-76 был доставлен гуманитарный груз в Китай в 2020 году. И на нем же забирали гуманитарную помощь спустя некоторое время уже для нашей страны, — уточняет собеседник. — Мы летели беспосадочно, 8 с половиной часов. Два экипажа. В каждом по 6 человек: командир, помощник командира, штурман, 2 борт-техника и радист. На этом самолете летаю и я, и наш командир части.
Социальное государство — неизменный национальный бренд. Именно такой девиз был на прошедшем ВНС, где Андрей Лукьянович был делегатом. «Беларусь – социально-ориентированное государство. Это касается и жизни военнослужащих. Весь личный состав обеспечивается жильем. В армии строится кооперативное и арендное жилье (в последние годы сдано 3 дома, 1 — служебный). За последнюю пятилетку в Мачулищах открыто два детских сада. Проведен ремонт в общежитиях».
Разговор по душам
— Вдохновителем авиации для меня стал двоюродный брат. Хотя, наверное, все же это была мечта с детства. Я вырос в Сморгони. Недалеко от нас проходили авиационные трассы, в пределах которых самолеты выполняли полеты. Я любил наблюдать за ними в небе, — откровенничает Андрей Юльянович. — Мечта осуществилась. Сегодня я военный летчик-снайпер. Налет часов составляет более 4 000. Освоил Л-410, Ан-24, Ан-26, Ан-12, Ил-76. После окончания Балашовского училища служил в Забайкальском округе, в Улан-Удэ, именно там стал командиром экипажа. Женат, трое детей. Кстати, по моим стопам пошел сын. Он гражданский летчик, летает на самолете Боинг-747, который в два раза больше Ил-76. Могу с гордостью сказать, что годовой налет сына значительно больше, чем у меня. Удивлю еще больше, моя невестка — пилот.
В летчиках — две Натальи
Если на железной дороге женщина не может стать машинистом, разве только в юности и только на Малой Белорусской, то в авиации для представительниц прекрасной половины человечества требования мягче — они вполне могут сидеть за штурвалом. Вот и в истории Мачулищанской авиабазы были две Наташи.
— Одна летала на самолете Ан-26 помощником командира корабля, в полном объеме была подготовлена и выполняла все задачи по предназначению. Другая Наталья в полном объеме освоила курс боевой подготовки в вертолетной авиации и выполняла полеты в составе экипажа на вертолете Ми-8. Обе от нас ушли в декретный отпуск, — с улыбкой говорит Андрей Лукьянович.
Люди с большими целями
На прощание прошу командира «нарисовать» портрет современного летчика.
— Это люди с большими целями. Жить, как и летать, без большой цели бессмысленно. Здесь служат настоящие защитники Отечества, именно идейные люди. И конечно, влюбленные в небо. В преддверии праздника желаю всем крепкого здоровья, счастья, любви, благополучия, мирного неба над головой и безаварийной летной работы.
Автор статьи: Анна Меркушевич
Автор фото: Вячеслав Цуранов