Звучание виолончели часто напоминает человеческий голос. Она "может" говорить, беседовать, удивлять, расстроить до слёз, взбодрить, заворожить слушателя. Лучше всего на виолончели звучат плавные, напевные мелодии. Но как "научить" виолончель петь? Это дело далеко не простое!
У человека (будь то ребёнок или взрослый), который хочет научиться играть на виолончели, ещё ДО того, как он впервые проведёт смычком по струне, в душе должна жить музыка. Её уже нужно уметь слышать своим внутренним слухом, хранить в своём уме, лелеять в душе. И это умение - основной секрет таланта!
Обучаться игре на виолончели нелегко. Трудно научить и научиться "пению". Слишком много инструментальных сложностей. Но в любом случае, красивый звук - задача №1.
Лучше всего начинать обучение на виолончели в 5-6 лет. С самого начала уже нужно требовать и стремиться к хорошему, ясному звуку, без скрипа и призвуков. С самого начала обучения нужно объяснить, показать, научить технике извлечения звука.
В это понятие входит: сила давления смычка на струну, регулирование веса смычка, скорость движения смычка, точка, место его на струне, наклон трости и т.д.
При этом контроль эстетической характеристики звука не должен ослабевать никогда: звук хороший или плохой? сочный или задавленный? красивый, благородный или скрипучий?
Обучение игре на виолончели таит в себе больше проблем, чем на клавишных или ударных инструментах. На струнном инструменте непросто добиться комфорта в ощущениях. И это несмотря на то, что на виолончели удобнее играть, чем на скрипке, к примеру.
Виолончелист должен знать о трёх точках опоры:
пол (шпиль), внутренняя сторона левого колена и грудная клетка, чуть левее середины. Эти точки важны для ощущения удобства и свободы при игре.
Виолончель никогда "не запоёт", если у исполнителя есть проблемы в правой руке. Смычок - это продолжение предплечья правой руки. И здесь важно взаимодействие всех частей руки: кисти, предплечья, пальцев, локтя, плеча. Пальцы правой руки должны располагаться на колодочке без выпираемых косточек пястных суставов, мягко, без напряжения. Большой палец снизу, средний - сверху, соприкасаясь с тростью, образуют "держащее кольцо", определяют гибкость движения и выразительность звучания.
Первые движения смычка, правой руки лучше начинать на средних струнах Ре и Соль. В этом комфортном положении легче следить за равномерностью движения смычка, его распределением. Все части правой руки должны двигаться, работать вместе. "Правая рука - это голос певца" - основной девиз виолончелиста (скрипача и альтиста).
Именно правая рука отвечает за "смену смычка". Как певец незаметно берёт дыхание, так и смена смычка должна быть мягкой, не прерывать фразу и звучание. При этом действии кисть должна делать плавные движения, чтобы смена не была резкой и слышной. Ведь чем выше уровень мастерства, тем незаметнее для слуха становится смена смычка.
От чего зависит качество звука
- от силы давления на струну и скорости движения смычка;
- от указательного пальца (регулирует силу звука);
- от веса смычка (у колодки вес смычка больше);
- от качества волоса в смычке;
- от силы прижатия струны пальцами левой руки
- от свободы всего игрового аппарата, всего тела (плечи, спина, пальцы, даже мышцы лица)
Гриф струнного инструмента - не клавиатура. Здесь важно не снимать пальцы со струны, если в этом нет необходимости. И вообще, пальцы не нужно высоко поднимать, они должны быть активными, просто хорошо опускаться и подниматься.
Самый певучий штрих на виолончели (и скрипке) - legato. Без качественного легато пение на виолончели просто невозможно! Виолончель - поющий инструмент. Его главное достоинство - мелодическая линия. Поэтому легато должно быть совершенным. Для этого полезно упражняться на двух струнах, уметь качественно их соединять. Звук при этом должен быть мягким, непрерывным.
Чтобы обрести хорошее legato, нужно знать и помнить золотое правило: не поднимать пальцы со струны до тех пор, пока не услышите, что уже зазвучала следующая нота. А следующую ноту нужно услышать внутренним слухом. И это - непростая работа, достаточно сложный навык, который нужно развивать и понимать его механизм.
Ну и, конечно же, красота звука зависит от вибрации (vibrato).Этот технический приём делается всей левой рукой: пальцами, кистью, предплечьем, локтем. Красивой вибрация будет при правильном выборе амплитуды и скорости движения левой руки. Но в конечном итоге всё зависит от художественных задач в произведении.
Вибрацию нельзя останавливать при смене смычка (частая ошибка).
Когда освоены смены позиций, есть уверенное ориентирование на грифе и в ощущениях левой руки, тогда и наступает лучшее время для занятий вибрацией. Ровность вибрации должна быть единой, не зависеть от силы пальцев. Например, первый палец (сильный) не должен вибрировать другой амплитудой, нежели четвёртый (слабый).
На самом деле, если ухо ученика, исполнителя испытывает потребность в красивом певучем звуке, то лучше знания любой теории сами найдутся механические способы ведения смычка (сила давления на струну, скорость смычка и т.д.)
Для начала в голове должны сложиться, сформироваться творческие задачи. Только после этого управление и координация двигательных процессов становится эффективной и результативной.
Успех в занятиях определяется постоянным трудом головы и души. Музыкальное развитие должно даже предшествовать техническому. Всегда нужно быть, а не казаться, участником этого сложного, но интересного процесса.
Как говорил Шаляпин: "Петь надо так, как поёт виолончель"
В жизни настоящего музыканта может быть только так...