Биографическая драма “Доктор Лиза” Оксаны Карас стала одним из главных достижений российского кинематографа прошлого года. Не люблю байопики. Часто их выстраивают как “ЖЗЛ”: как жил человек, совершал благие дела. И все с трудностями, которые он мужественно преодолевал. Здесь же придумали историю, которая вполне могла бы быть. Сценарий сверяли с мужем погибшей в декабре 2016 года Елизаветы Глинки.
Чтобы облегчить страдания умирающей девочки, Лиза крадет в больнице морфин. Его пропажа мгновенно выясняется. А это уголовное дело. Вообще это настоящий творческий вызов - снять в России кино не про войну, не про спорт, не про поимку бандитов ментами. Даже без любовной линии! Зрительницы каналов “Россия 1” и “Домашний” сейчас массово всплеснули руками. Вот как идти с таким к продюсерам?
- О чем будет ваш фильм?
- О боли и сострадании.
Так себе бизнес-идея. Но сценарий получился отличным. И актеры развернулись на всю ширь своих дарований. Взять хотя бы то, как герой Хабенского объясняет Лизе (Чулпан Хаматова), насколько тупо устроен контроль лекарственных средств, относящихся к наркотикам. Разумеется, он это рассказывает не ей - доктору, а нам. И в большинстве фильмов такие реплики “в сторону” бросаются в глаза. Например, в “Интерстелларе” один физик начинает другому на пальцах разъяснять важные для сюжета (но элементарные для специалиста) вещи. Выглядит нелепо. А здесь все поставлено и сыграно так, что получается абсолютно естественно. И так до мелочей. Кадр не бывает пуст, в нем куча деталей из жизни. Лиза садится на стул, а на нем висит чей-то пиджак. И хозяин одежды сразу подходит, чтобы забрать ее. Для фабулы ничтожный момент, для эффекта правдоподобия - важный кирпичик.
Линия с полицейским не оригинальна. Мы видели такого винтика, в котором просыпается душа, и раньше: “Жизнь других”, “Высоцкий. Спасибо, что живой”. Но этот винтик важен для общего посыла. Хотя “Доктор Лиза” не криминальный фильм (даром что премьера состоялась на “всебандитском” НТВ), но в нем есть главный враг. Это система. Бюрократический монстр, в котором плохо сформулированные правила важнее людей, для которых, казалось бы, их и придумывали. Полицейскому чину хочется резонансное дело с медийной фигурой. Врач должен идти на должностное преступление, чтобы помочь пациенту. Картина совсем не о политике. А о жизни, которая пытается упорной травкой пробиться сквозь асфальт казенной мертвечины.