Продолжение. Начало здесь.
Как мы учитываем клиповое мышление и при этом обеспечиваем качество? Мы стремимся дать информацию максимально кратко, просто и понятно, чтобы сэкономить время на понимание услышанного , зато очень важно выделить достаточно времени на осмысление понятого и применение полученных знаний на практике. Это требует времени, но не обязательно проведенного у экрана.
Думать – это работа, в которой нужно постоянно совершенствоваться. Не нужно читать горы текста, среди которого большая часть – вода, не нужно сидеть в обучающей программе по 24 часа в сутки, но важно получить качественный обучающий контент и, благодаря грамотно организованному процессу, качественно проработать полученные знания. Поэтому мы не рекомендуем планировать больше двух тренинговых дней подряд и более двух часов синхронного обучения, а между синхронными занятиями рекомендуем паузы для осмысления, практики, домашних заданий, деловых игр, работы в группе. Даже синхронное занятие на 70% должно состоять из осмысления, обсуждения и практических задач.
Вспомним слова Л.Н. Толстого: «Короткие мысли тем хороши, что они заставляют серьезного читателя самого думать».
Клиповое мышление помогает быстро запоминать информацию, микрообучение дает возможность учесть эту особенность мышления и подавать материал маленькими порциями. При этом грамотно организованный материал не должен быть пустым, он должен содержать определенные «маркеры» для запоминания, не давая при этом уже готового общего понимания – его нужно находить в размышлениях, работе в группе, в ходе рабочего процесса.
Положительные качества людей с клиповым мышлением
Люди с клиповым мышлением – не роботы с короткой памятью, им просто не нужно разжевывать информацию, они способны ее «ловить на ходу», быстро «раскладывая по нужным полкам». Эти люди многозадачны , способны мгновенно реагировать на новую информацию и переключаться «между каналами». Они быстрее настраиваются на смену задач и одновременное их выполнение. Они действительно умеют делать несколько дел одновременно и все качественно – им несложно одновременно говорить по скайпу, делать отчет, слушать музыку и контролировать еще какой-то процесс. Правда, есть обратная сторона медали – рассеянность и чрезмерная активность.
Есть критики клипового мышления, но есть и критики этих критиков, которые считают, что и наука в определенной мере поверхностна, ведь как бы мы глубоко ни копали, есть утверждения, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. А люди с клиповым мышлением просто уходят от глубины и используют для своих целей поверхностные факты, экономя время.
Люди, «напичканные» одними только фактами, все же способны анализировать, и достаточно гибки , особенно если это темы, которыми они интересуются. Если при принятии решений используется фасилитация , они способны найти много вариантов за достаточно короткое время , провести качественный анализ и ранжирование идей, не затягивая процесс.
Отрицательные стороны клипового мышления и как с ними бороться
Клиповое мышление не опирается на контекст и не учитывает связи между явлениями. Таким образом, у человека с клиповым мышлением все же отсутствует общая картина происходящего. От ошибок его уберечь может работа в группе , которая приобретает для такого человека особый смысл. Важно также не допускать раздробленности сознания, учиться концентрировать внимание, анализировать простые вещи, которые на первый взгляд кажутся очевидными.
Самый простой способ избавиться от негативного влияния клипового мышления – читать и анализировать полученную информацию, рефлексировать и не только решать проблемы, но и исследовать их, не только получать результат, но и оценивать его.
Подведем итоги. Воспринимать короткую информацию – не страшно, отказываться от скучной информации и выбирать простую и понятную с минимальным количеством текста – разумно. Однако важно тренировать свое внимание, размышлять, анализировать полученную информацию. Если воспринимать лишь поверхностные ярлыки, внимание расслабится, станет рассеянным, усваивать информацию будет все сложнее.
Обучая, не забывайте, что важно не просто «отчитать» курс, не просто дать готовую информацию без потребности думать, а вовлечь, вызвать живое желание и привычку анализировать, познавать и делать открытия. Если вам нужно именно такое обучение ваших сотрудников – обращайтесь к команде ManGO! Games, мы именно на этом и специализируемся! Мы стремимся облегчить процесс приема информации, но не упрощать работу мозга!