Найти в Дзене
киНоНостальгия

Гагарин и Тарковский, Рогозин и Бондарчук. Космос в жизни и в кино - в СССР и сейчас.

"Через тернии к звездам" (1980)
"Через тернии к звездам" (1980)

У мамы хранятся "космические" реликвии. Ее фото молоденькой красавицы с автографом.... Гагарина! Моя детская фотография с посвящением Шаталова "Хочешь быть космонавтом - будь им!". Отцовский почетный диплом им. Ю.А.Гагарина. И орден "Знак Почета" за программу "Союз-Аполлон".

Отец работал в космической отрасли с 60-х - до безвременной и нелепой гибели в начале 90-х, кстати, тоже в командировке. Иногда я думаю, что для него время смерти было символичным - буквально "на следующий день" той Космонавтики, которой он отдал всю жизнь, не стало.

Кто бы тогда в каком бредовом сне мог представить, что места у руля индустрии займут не легендарные конструкторы, а "эффективные менеджеры"? Что главными новостями космоса станут не очередные пуски в рамках "Интеркосмоса", а миллиардные хищения на "Восточном"? Что нашими know-how вместо "Лунохода" станут ракеты, раскрашенные под хохлому и гжель? Что место главного космического визионера займет Маск?

Циолковский, Королев, Гагарин, Леонов - простите, мы все.... переделали.

Но я бы хотел написать о кино. Смена эпох меняет и характер фильмов. Ведь кино - даже фантастика - зеркало реальности, в которой оно создается.

"Туманность Андромеды" (СССР, 1967)
"Туманность Андромеды" (СССР, 1967)

Настрой 50-60-х - оптимизм и романтика, энтузиазм и вера в безграничные возможности человека и человеческого разума. Мы шагнули в космос - это начало новой эры в истории человечества! Спутник, Белка и Стрелка, Гагарин, Леонов, "Луноход", "Венера" - вселенная открывается нам.

Кино идеально отражает этот дух. "Планета бурь" (1961), "Туманность Андромеды" (1967), "Москва-Кассиопея" (1973), "Отроки во вселенной" (1974), "Большое космическое путешествие" (1975), "Через тернии к звездам" (1980), полнометражный мультфильм "Тайна третьей планеты" (1981) - вспомним наши яркие "космические" ленты.

"Отроки во вселенной" (СССР, 1974)
"Отроки во вселенной" (СССР, 1974)

По большей части это картины приключенческие - однако "острый сюжет" не заслоняет дух эпохи освоения космоса. Космос - не арена для "звездных войн", а безграничный океан, манящий первопроходцев бесконечной тьмой и россыпью звезд. Это поиск новых галактик, иных цивилизаций, контакта с внеземным разумом. Юные герои знаменитой дилогии Ричарда Викторова готовы навсегда проститься с родными, с Землей, потому что их манит космос и неизведанное, жажда открытий и познаний.

"Через тернии к звездам" (1980)
"Через тернии к звездам" (1980)

Сила человеческого разума, жажда открытий и гуманизм - главные черты советского космического фильма. Идеальный пример - "Через тернии к звездам", картина, которую я в детстве смотрел 5 раз! До сих пор мурашки по коже, когда на титрах космический корабль уходит в глубины космоса под неземную музыку Алексея Рыбникова. И несмотря на все "приключения" - это в первую очередь лента гуманистической направленности. Главная героиня ищет идентичность и хочет быть полноценным человеком, земляне стремятся помочь - Нийе и ее гибнущей планете. Прибыв со спасательной миссией на Дессу, экипаж "Астры" даже не задумывается о том, что было бы нелишним захватить с собой какой-нибудь бластер...

"Солярис" (СССР, 1972)
"Солярис" (СССР, 1972)

Советское кино о космосе задало и одну из самых высоких планок философской, вдумчивой фантастики в мировом кино - "Солярис". Можете не любить "заумного" Тарковского - но знатоки кино в мире (почитайте любую международную литературу) ставят "Солярис" на одну полку с легендарной "Космической одиссеей" Стенли Кубрика.

"Дознание пилота Пиркса" (1978)
"Дознание пилота Пиркса" (1978)

Возьмем полную противоположность Тарковскому - советско-польский космический триллер Марека Пестрака "Дознание пилота Пиркса". Даже в сугубо развлекательном фильме - серьёзные вопросы о взаимодействии с искусственным интеллектом и человекоподобными роботами.

Это, конечно, далеко не полный список советского "космического" кино, начавшегося, кстати, еще во времена "Великого немого" (вспомним хотя бы "Аэлиту" (1924). Я не ставил задачу сделать обзор - скорее передать дух того кино, когда космос был понятием почти метафизическим.

"Салют-7" (20017, Россия)
"Салют-7" (20017, Россия)

Итак, мы в XXI веке. Технологии кино шагнули в новую эпоху - как когда-то открыл новую космическую эру Гагарин. И что?

Самое удачное, что может дать сегодняшний российский кинематограф, - привычное паразитирование на достижениях советского времени. "Гагарин. Первый в космосе" (2013), "Время первых" и "Салют-7" (оба -2017), сериалы на ТВ. Все это - реконструкции событий прошлого века, к которым нынешняя "хохлома" не имеет отношения.

Хорошо, что такие фильмы снимают. Ходил в кино на "Салют-7" - лента добротная, сделана на совесть. Актеры играют убедительно. Не пожалел.

Но мне хочется видеть не только "ретро" о том, какими славными делами проторили дорогу в космос отцы и деды. Какой же "взгляд" на космос и на вселенную предлагает нам сегодняшний день?

"Притяжение" (2017, Россия)
"Притяжение" (2017, Россия)

Увы, наше массовое кино предлагает давно привычный продукт. Голливуд на Москва-реке....Та же хохлома, по большому счету. Про войну - "форсаж на танках" (кто не понял - так рекламировали патриотический боевик "Т-34"). А про "космос"... Ну, вы поняли, самое яркое - "Притяжение" (2017) и "Вторжение" (2020) Бондарчука-младшего.

В отличие от многих, не хочу ругать эти фильмы. Федор старался. Фильмы снял по-ремесленному добротно. Только вот ничего "нашего" в них нет. Старательная калька голливудских приемов. Разрушение города? Видели у Эммериха в 90-х в "Дне Независимости". Любовь инопланетянина и землянки? Да вспомните хотя бы старенький Starman Карпентера из 80-х с Джеффом Бриджесом. Папа-крутой военный, но не тупой солдафон? Отец героини Клер Дэйнс из "Терминатора-3" и легион подобных "военных".

"Спутник" (2020, Россия)
"Спутник" (2020, Россия)

В прошлом году вездесущий Бондарчук, как продюсер и актер, отметился хоррором "Спутник" - и это, пожалуй, символический жест.

Авторы красноречиво выразили обе тенденции российского кино - поместить действие фильма в беспроигрышный антураж советской эпохи и на этом материале снять клишированную историю об инопланетном монстре, используя все шаблоны от "Чужого" до "Особи".

Повторюсь, не хочу ругать современные фильмы. Они отражают ту реальность в которой мы живем. Гордимся прошлым, которое - не наша заслуга. Копируем американцев, когда хотим заработать денег в прокате.

Кончилась наша "космическая эра" - началось время "хохломы" и фотожаб вместо великих дел. Кончилось и наше космическое кино - гуманное, проникнутое пафосом прогресса и познания - началась эпоха блокбастеров под попкорн. Какие время - такое кино.