• В старшем дошкольном возрасте интенсивно развивается произвольное внимание, оно становится и более устойчивым, адекватным, целостным, осознанным. Это создаёт основу для развития последовательного, планомерного и логического восприятия содержания картины.
• Существенно меняются образные память и воображение: увеличивается объём сохраняемых представлений, они становятся осмысленными, чёткими, дифференцированными, связными и системными. Своеобразие развития памяти и воображения способствует восприятию изобразительного искусства в форме обобщённых представлений.
• На основе имеющегося у детей наглядно-образного мышления дошкольники познают связи и отношения между предметами и явлениями, изображёнными на картине, понимают язык живописи, т.е. художественный образ и выразительные средства, используемые живописцем.
• Развитое образное мышление создаёт предпосылки для формирования логического мышления, определённых понятий. Старший дошкольник способен сравнивать, сопоставлять, обобщать, устанавливать связи между предметами и явлениями, высказывать логические суждения и делать относительно верные выводы о смысловом содержании картины, целенаправленности используемых художником выразительных средств.
Уровень познавательного развития старших дошкольников обусловливает формирование у детей эстетического оценочного отношения к воспринимаемому, умение видеть в нём прекрасное или безобразное. У ребёнка постепенно развиваются эстетические представления и чувства, на основе которых формируется творческое воображение в самостоятельной деятельности (изобразительной, конструктивной, игровой, речевой и др.).
Но не только эстетические чувства и отношения проявляются у детей в старшем дошкольном возрасте. У них совершенствуются и моральные чувства, которые с взрослением приобретают социальный характер.
• В старшем дошкольном возрасте дети уже способны выделить познавательную, эстетическую и нравственную ценность содержания картины. Они воспринимают сюжетную линию, однако в полной мере понять замысел художника, идею произведения им удаётся не сразу. Дети ещё не могут анализировать отношения, переданные художником (между образами, содержанием и средствами выразительности), что достигается лишь при активном целенаправленном, эмоциональном руководстве взрослого процессом восприятия.
• Понимание художественных образов в произведении вызывает у детей сильные чувства, проявляющиеся в сопереживании персонажам. Оценивая содержание картины, ребята изменяют собственное поведение в соответствии с идеалами художника.
• В ходе работы по ознакомлению детей с живописью совершенствуются их представления о средствах выразительности: цвете, композиции, линии светотени и т.д. Они правильно воспринимают выразительные средства как форму передачи содержания произведения, его настроения. Воспринимать самостоятельно ритм, линию, светотень в произведении живописи старшие дошкольники вначале не могут, это умение формируется в систематической работе по ознакомлению с живописью.
• Кроме цвета, дети обращают внимание на мимику лица, позы персонажей, понимают эти средства как выражение настроения произведения в целом, так и выражение нравственных взаимоотношений между людьми (персонажами).
• Труднее детям даётся выделение композиционного построения картины. Они легко выделяют композиционный центр (если вопрос педагога поставлен точно и правильно), но затрудняются отвечать на вопрос, почему художник расположил в картине людей именно таким образом, что он хотел этим подчеркнуть.
С.В.Паршина, автор учебников и учебных пособий, Т.Р.Кислова, кандидат педагогических наук, автор учебников и учебных пособий.