Найти тему

Платные медицинские услуги больниц и поликлиник помогут улучшить городское здравоохранение?

Аргументы и Факты Ростов рассказали о совещании по итогам работы городского управления здравоохранения с участием мэра Александра Логвиненко.

Градоначальник отметил, что в 2020 году медицинские учреждения заработали 1,2 млрд рублей, что на 60 млн рублей меньше, чем в 2019 году. Финансирование из разных бюджетов не отменяет обязанности крупных больниц и поликлиник самим зарабатывать и эти дополнительные средства помогут улучшить систему здравоохранения в городе. Одна из ниш – медицинские осмотры, которыми активно занимаются частные медицинские организации.

Ростов-на-Дону – одно из немногих муниципальных образований, в котором остались подведомственные муниципальные бюджетные учреждения здравоохранения. Подобное есть в г. Екатеринбурге.

Предыстория действующих муниципальных больниц и поликлиник такова: федеральным законом от 29.11.2010 № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» вступившем в силу с 1 января 2012 года, организация оказания медицинской помощи передавалась с муниципального на региональный уровень, при этом отдельные муниципальные образования при соответствующем решении органа местного самоуправления могли оставить в своем подчинении медицинские организации.

Вполне понятно, что оставление подведомственных муниципальных больниц и поликлиник требовало наличие соответствующих бюджетов, так как средства обязательного медицинского страхования не закрывали и в ближайшем времени не закроют потребности финансирования осуществления медицинской деятельности.

Данная проблема и была поднята мэром Ростова. Ликвидация (уменьшение) бюджетного дефицита через активизацию приносящей доход деятельности – оказание платных медицинских услуг населению и организациям.

Приведу банальный пример: по территориальным программам гос. гарантий есть плановая очередность к врачу – специалисту (урологу, кардиологу, невропатологу). Сроки ожидания не должны превышать 14 рабочих дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию. Между тем, в порядке оказания платных медицинских услуг такой консультативный прием может быть проведен и в день обращения пациента. Правда, возникает вопрос, почему в свое рабочее время невропатолог принимает не только по талончикам (по записи), но и платно.

Порой возникают конфликтные ситуации и даже жалобы граждан в те же органы здравоохранения (как самих оплативших услуги: почему при наличии полиса ОМС я оплатил медицинскую помощь, так и сидевших в очереди: почему врач не принял меня в установленное время, а отдал приоритет оплатившему услугу).

А ответ прост – врач и поликлиника выполняли обязанности зарабатывать деньги на свое содержание и улучшение системы здравоохранения в городе.

Более правомерным способом заработка муниципальных больниц и поликлиник является проведение медицинских осмотров работающего населения. Тут взимание платы закономерно: работодатель вступает в договорные отношения с поликлиникой за их проведение.

Но тут возникают конкурентные отношения в пределах населенного пункта. Частная медицина тоже готова проводить медицинские осмотры, при этом условия у нее, как правило, лучше, да и сама организация (маршрутизация) не заставляет осматриваемых тратить больше времени, чем в муниципальных поликлиниках, где тот же невролог принимает талонных пациентов и между ними вне очереди заходят на прием участники медосмотров. Кроме того, ценообразование в частной медицине более гибкое.

Частная медицина тоже готова проводить медицинские осмотры
Частная медицина тоже готова проводить медицинские осмотры

В результате идет отток медосмотров в частную медицину, и чтобы с ней конкурировать, поликлиники открывают специальные отделения.

Но не об этом идет речь, а о том, что муниципальные учреждения здравоохранения созданы не для извлечения прибыли, как частная медицина, а для решения социальных задач (охрана здоровья ), но в силу безденежья городского бюджета им ставится задача зарабатывать деньги на свое существование под лозунгом улучшения здравоохранения в городе, причем из уст самого главы муниципального образования.

Может ли главный врач проигнорировать такое указание? Может, но почти со 100% вероятностью в течение недолго времени распрощается со своей должностью. А это ему надо?

А что вы думаете по этому поводу?

Подписывайтесь на канал медицинского юриста!

Буду признателен за оценку статьи «пальцем вверх».

Пишите комментарии, задавайте вопросы. Отвечу, непременно.

Публикации медицинского юриста Алексея Панова
Публикации медицинского юриста Алексея Панова

Как улучшить качество медицинского обслуживания? Ответ очень простой, о нем знают в ФФОМС

Тарифная стоимость медицинской услуги в ОМС меньше ее себестоимости. Откуда брать разницу?

Что же это такое - положительные ощущения реальной заботы о здоровье граждан?

Программа госгарантий медпомощи на 2021 год - кусочек социального счастья при проблемах со здоровьем, подкрепленный финансами?

© Алексей Панов, 2021