Найти в Дзене
Fashion Factory

Как создать экологичный бренд мирового масштаба: кейс Стеллы Маккартни

Оглавление

С именем Стеллы Маккартни ассоциируются прежде всего ее звездные рок-родители и классический бренд женской одежды. Мало кто знает, что именно Стелла — пионер экологичного подхода в высокой моде. Ее первая коллекция сумок из экокожи шокировала модную индустрию в 2001 году, однако очень скоро экологичный аксессуар стал широко востребованным на рынке. За 20 лет бренд стал проводником экологичной моды. В этой статье расскажем о самых неожиданных инициативах британского дизайнера и ее экологичном бренде.

О семье Маккартни

Уважение к живой природе сформировалось у Стеллы уже в детстве. Ее мать, Линда Маккартни, была известной активисткой за права животных в Великобритании 70-х годов. Под ее влиянием и сэр Пол решил отказаться от употребления мяса. Пацифизм (сопротивление насилию, движение за мир) и борьба за права животных были популярны в то время, что сказалось на мировоззрении семьи Маккартни. Эти традиции сохраняются и по сей день: известно, что отец и дочь поддерживают организацию PETA, а Пол Маккартни активно отстаивает права животных в своих выступлениях и открытых петициях. Любовь к природе и забота о планете стали базовыми жизненными принципами Стеллы Маккартни, которые она транслирует в бизнес и мир моды.

Начало карьеры

Уже в подростковом возрасте Стелла начинает карьеру, работая стажером у Кристиана Лакруа. После окончания университета в 1997 году она становится креативным директором Парижского Дома моды Chloé, сменив на этом посту Карла Лагерфельда. В 2001 году Стелла создает собственный одноименный бренд совместно с Gucci Group. Уникальным предложением бренда стало особое внимании к этичности: с начала нулевых Стелла практиковала непривычные для высокой моды экологичность и осознанное потребление, отказавшись от использования в своей продукции меха и кожи. Экологичная бизнес-модель бренда включает в себя не только этичное производство, но и этичное потребление и утилизацию: каждая ее вещь может быть переработана и отправлена на повторное использование. Такой подход выполняет сразу две задачи: помогает экономить ресурсы и защищать окружающую среду от загрязнения.

В начале нулевых модные дивы не представляли себя без крокодиловых сумочек и норковых шуб. Бренд Stella McCartney изменил эту парадигму: он выдвинул альтернативу, производя популярные вещи исключительно из экологичных материалов. Сначала это были экокожа и искусственный мех, затем появились этичные альтернативы и другим материалам, например регенерированный кашемир Re.Verso™, веганский синтетический шелк Microsilk. Поначалу Стеллу воспринимали критически — модная индустрия едва ли была готова к переходу на экологичное производство. Однако дизайнер твердо знала, чего хочет, и продолжала следовать своим принципам. Своими коллекциями Стелла доказала, что экологичность — не помеха стилю, роскоши и высокому качеству. Благодаря качественной и элегантной продукции Стелле удалось сломать стереотипы индустрии и привлечь внимание как к своему бренду, так и к проблеме экоосознанности в моде.

Экологичная альтернатива норковой шубе – шуба из искусственного меха из коллекции Stella McCartney 2018/19
Экологичная альтернатива норковой шубе – шуба из искусственного меха из коллекции Stella McCartney 2018/19

Коллаборации с масс-маркетом

Стелла активно участвует в коллаборациях и берет курс на устойчивое сотрудничество с брендами из масс-маркета.

Стелла работает с Adidas с 2004 года. Так Стелле удалось закрепить тренд на этичную спортивную одежду, длящийся по сей день. Она создает изящные и женственные костюмы для занятий йогой, пилатесом и игры в теннис. Стиль коллекций повлиял на вид модного рынка женской спортивной одежды: с 2004 года коллекция выпускается два раза в год и продается в 40 странах мира. Также сотрудничество с Adidas дало Стелле возможность стать ведущим дизайнером и креативным директором коллекции Adidas Team GB Олимпийских и Паралимпийских игр в Лондоне 2012 году. Аналогичная история произошла четырьмя годами позже — Стелла Маккартни вновь была назначена креативным директором Adidas на летних Олимпийских играх 2016 года в Рио.

Adidas by Stella McCartney, 2017
Adidas by Stella McCartney, 2017

В 2005 году бренд расширил целевую аудиторию, разработав совместную c H&M коллекцию. Так в сознание массового покупателя стала внедряться идея этичного производства и осознанного потребления. Коллекция из 40 предметов включала в себя вещи, идентичные моделям бренда Стеллы, однако имели более низкую стоимость. Были использованы этичные альтернативы традиционным тканям — органический хлопок, экологические шелк и шифон Peace Silk. Элегантный стиль и качественный крой, помноженный на ценовую доступность, сыграли свою роль — коллекция была распродана буквально за несколько часов.

Stella McCartney for H&M
Stella McCartney for H&M

Сотрудничество с экологическими организациями

Бренд сотрудничает преимущественно с организациями, которые имеют отношение к эко-подходу в сфере моды (Centre for Sustainable Fashion, Ethical Trading Initiative, Textile Exchange и так далее), ООН и рядом других институций, заботящихся об охране окружающей среды (Canopy, Parley for the Oceans, Wildlife Works). Одна из наиболее примечательных и инновационных коллабораций — это сотрудничество с Parley for the Oceans, сложившееся в 2017 году. Стелла решила производить ткани и создавать коллекции из переработанного пластика, рыболовных сетей и прочих отходов, попадающих в Мировой океан.

Помимо сотрудничества с экологическими организациями бренд самостоятельно замеряет результаты своего воздействия на планету. Бренд измеряет выбросы парниковых газов, количество используемой воды, загрязнение воды, загрязнение воздуха и отходы по всей цепочке поставок. Затем воздействие переводится в денежную величину, которая позволяет понять скрытые издержки и выгоды от работы.

Рекламная кампания Stella McCartney совместно с Parley for the Oceans, осень-зима 2019/20
Рекламная кампания Stella McCartney совместно с Parley for the Oceans, осень-зима 2019/20

Необычные решения

Последующее развитие марки сопровождается поиском новых экологичных материалов, включающих в себя преимущественно разнообразные фактуры экокожи и синтезированного шелка. Например, в некоторых коллекциях Стеллы фигурировали вещи из экошерсти, переработанных полиэстера и кашемира, органического хлопка, а также рыболовных сетей и мусора, вылавливаемого из океана.

Примеры интересных экоинициатив Стеллы:

- коллекция очков из биопластика — такой вид пластмассы сделан из возобновляемых источников ацетилцеллюлозы и пластификатора, которые выводят из эфира лимонной кислоты;

- туфли с биоразлагаемыми подошвами, сделанные из биопластика APINAT;

- линия нижнего белья, в которой использовался переработанный металл для изготовления фурнитуры и органический хлопок.

Одной из последних наиболее интересных инициатив Стеллы стали джинсы из биоразлагаемого денима, которые были представлены в осенне-зимней коллекции бренда 2020/21. Такие джинсы не требуют использования краски и токсичных химикатов при производстве, задействуя стопроцентный органический хлопок.

Очки из биопластика из коллекции Stella McCartney 2019
Очки из биопластика из коллекции Stella McCartney 2019
Ботильоны с биоразлагаемой подошвой APINAT
Ботильоны с биоразлагаемой подошвой APINAT
Нижнее белье из органического хлопка коллекции Stella McCartney 2012
Нижнее белье из органического хлопка коллекции Stella McCartney 2012
Джинсы из биоразлагаемого денима, коллекция Stella McCartney 2020/21
Джинсы из биоразлагаемого денима, коллекция Stella McCartney 2020/21

Экологичные магазины, доставка и упаковка

Внимание уделяется не только товарам, но и процессам производства, оформления магазинов и доставке. Все магазины, офисы и студии Stella McCartney в Великобритании работают за счет ветроэнергетики, освещены с помощью светодиодного освещения: светодиодные лампы потребляют на 75 % меньше энергии, чем традиционные лампы, и служат в 25 раз дольше. На всех предприятиях бренда есть системы утилизации.

Вот что написано на официальном сайте Стеллы об упаковке товаров: «…вся древесина, которую мы используем в наших магазинах и офисах, сертифицирована Лесным попечительским советом (FSC). Это означает, что он происходит из сертифицированных лесов с устойчивым управлением. Мы стремимся использовать не менее 50 % бытовой макулатуры во всех наших магазинах».

Мебель в магазины покупается на аукционах или у локальных производителей. Некоторые точки продаж оборудованы солнечными батареями и энергосберегающими кондиционерами. Магазин-флагман на Old Bond Street, открытый в 2018 году, считается самым экологичным местом в Лондоне — бренд заручился поддержкой компании Airlabs, чтобы воздух в помещении был как можно более чистым.

Флагманский магазин Stella McCartney на Old Bond Street в Лондоне
Флагманский магазин Stella McCartney на Old Bond Street в Лондоне

Продвижение бренда

Несмотря на очевидную популярность и влиятельность бренда, в последние годы Стелла регулярно обращается к нетривиальным способам продвижения своей продукции. Так, например, известным перформансом и громкой рекламной кампанией бренда Маккартни стала фотосессия 2017 года: модели в изящных нарядах позировали на фоне гор мусора. Примечательной также вышла кампания 2019 года: для демонстрации коллекций Стелла привлекла не топ-моделей, а экоактивистов.

Кампания с участием экоактивистов: фотосъемка коллекции Stella McCartney’s осени 2019. Фото: Johnny Dufort / Courtesy of Stella McCartney
Кампания с участием экоактивистов: фотосъемка коллекции Stella McCartney’s осени 2019. Фото: Johnny Dufort / Courtesy of Stella McCartney
Фотосессия на свалке для рекламы коллекции The Winter 2017 бренда Stella McCartney
Фотосессия на свалке для рекламы коллекции The Winter 2017 бренда Stella McCartney

Все больше люксовых марок отказываются от меха и кожи: товар, сделанный из экокожи или биошелка, ничуть не теряет в своей визуальной роскоши. Возможно, со временем проблема осознанного потребления заинтересует не только владельцев крупных домов моды, но и обычного потребителя – и креативная деятельность бренда Stella McCartney поможет привлечь массовое внимание к вопросам этичности и экологии.

Хотите создать бренд с заботой о планете и людях?

На курсе «Экологичный fashion-бренд» вы узнаете, как создать fashion-бренд в концепции устойчивой моды и осознанного потребления. Все нюансы эко-моды от концепции эко-бренда до безотходного производства в одном курсе.

-13