Все со школы помнят о музе Блока, но Любовь – не единственная дочь. Как жили три дочери химика?
Ольга Дмитриевна
Ольга Дмитриевна – старшая из взрослых дочерей гения, окончила гимназию и вышла замуж за однокашника брата Владимира по Морскому корпусу – Алексея Владимировича Трирогова.
Имя Ольги Дмитриевны Трироговой могут знать кинологи: в наследство от мужа она получила имение в Саратовской губернии, где занималась разведением породистых охотничьих собак. После революции имение Аряш разграбили, и хозяйка переехала в Москву, обратилась к Феликсу Дзержинскому. Имя отца помогло ей при Советской власти: у ВЧК (ОГПУ) тоже имелись питомники для собак, так что должность она получила «по блату».
В 1947 году выпустила книгу воспоминаний «Менделеев и его семья».
Легкой личная жизнь Ольги не назовешь: единственная дочь Наталья – неизлечимо больна. Слоновью болезнь мать сдерживала диетой, практически голодом. В 1950-м дочери Ольги Дмитриевны Менделеевой не стало.
Сейчас СМИ наполнены сообщениями и ток-шоу: не стало звезды – набежали прихлебатели и мошенники. Так случилось и в 1950-м: Наталью Трирогову закормили, быстро похоронили, а имущество растащили.
Любовь Дмитриевна
Из всех детей химика Менделеева помнят только дочь Любовь, потому что в школе изучают творчество ее мужа – Александра Блока, а витиеватая семейная и личная жизнь четы Блоков дает простор для хайпа.
Интерес вызывает любовная геометрическая фигура: Блок + Белый + Менделеева. А еще странное отношение Блока к жене (только муза, никаких отношений как у мужчины и женщины!) и рождение ребенка не от мужа, мальчик прожил 8 дней.
Любовь Дмитриевна – незаконнорожденная дочь ученого от его будущей второй жены: родители венчались через 3 месяца после появления Любы.
Девушка окончила Высшие женские курсы, актерские курсы, сезон или два играла в театрах, ее сценический псевдоним – Басаргина. В Первую мировую Любовь Дмитриевна – сестра милосердия, в советское время оставила след в области балетоведения: ее книга считается фундаментальным трудом о классическом танце. Так что дочь Менделеева – тоже учёный, как отец и три брата.
Финал жизни Любови Дмитриевны в 1939 году загадочен и мгновенен и по словам единственной свидетельницы произошедшего. Рядом с дочерью Менделеева находилась актриса Ветрина, которая уверяла: Любовь Дмитриевна встала, отправилась к выходу, как-то осела резко, упала уже бездыханная.
Две Марии Дмитриевны
Именем Мария Дмитрий назвал двух дочерей. Первенца от первой жены (девочки не стало младенцем) и младшую дочь от второй супруги.
Младшая дочь – Мария Менделеева, как и Ольга, увлекалась разведением собак, после революции преподавала, а после Великой Отечественной работала заведующей музеем отца. Систематизация колоссального архива – ее титанический труд.
Мария – из пары двойняшек. В рассказе о судьбе ее брата Василия есть эпизод, как Мария отреагировала на известие, что пропавшего еще до Первой мировой брата можно разыскать.
Несколько десятков лет жила и боялась, что исчезнувший из семьи (родная мать выгнала из дома, как только не стало Менделеева, жизнь Василия – по ссылке внизу) брат окажется в эмиграции, что отразится на ней и ее семье.
Внучка Екатерина
В 1925-м Мария Дмитриевна стала мамой, и судьба ее дочери Екатерины – печальна. Девочка долго не могла найти себя в профессии: то училась в академии художеств, то в театральной студии, то на историческом; работала в музее.
Если у внучки Менделеева Наташи слоновья болезнь, то у Екатерины – невероятная сила. Однокурсники по институту бросали лекции, чтобы посмотреть, как Екатерина одна будет автомобиль во дворе толкать и поднимать.
В конце жизни оказалась в одной комнате коммунальной квартиры вместе с отсидевшим сыном Александром Евгеньевичем Каменским.
Правнук Александр
Отец мальчика находился в сталинских лагерях, Сашу воспитывали дедушка и бабушка по отцу. Образование у единственного правнука гениального ученого – 10 классов, тюрьма, второй срок, когда вышел, оказался без квартиры: жилплощадь дедушки и бабушки отошла государству, пришлось жить с матерью, которую сын не знал, прописываться у нее.
Суд с музеем Менделеева
Жили бедно, внучка Менделеева рассчитывала, что химики помогут ей получить персональную пенсию за деда, поругалась с работниками музея: считала, что золотые вещи ее деда должны принадлежать ей, единственной законной внучке. Правнук дошел до суда, после чего музей Менделеева не хотел с потомками ученого общаться, а сейчас сотрудники музея отказываются отвечать на вопросы журналистов.
Вопрос спорный: Мария Дмитриевна жила при музее, многие личные вещи семьи выставлялись как экспонаты. Сотрудники музея считали и считают, что вещи – музейный фонд, а внучка и правнук химика, что личные ценные вещи деда и прадеда – собственность семьи. Суд наследники Менделеева проиграли.
Знакомые добились для Екатерины персональной комнаты в доме-пансионате для престарелых, у нее обнаружили неизлечимое заболевание, но ушла из жизни не по этой причине, а странно-привычно, как и ее родственники: простудилась и развилось воспаление легких.
Какова судьба единственного правнука Менделеева – неизвестно. Подозревают, что его больше нет из-за последствий распространенной русской привычки. Но разыскать не смогли и для ток-шоу еще лет 10 назад.
Поэтому считается, что гениального химика нет потомков, ибо судьба японской внучки неизвестна.