Когда он вспоминал о смерти, то плакал. Когда он представлял Судный день, то терял сознание. Когда он вставал на намаз, то его лицо желтело, а тело дрожало.
Ибн Касир в своей книге передает следующее от Ибн Зубайра:
«Клянусь Аллахом, женщины не стеснялись из людей Хасана бин Али (то есть они были уверены, что если они поднимут глаза, то он не посмотрит на них взглядом похоти)»[1] .
Мухаммад бин Исхак рассказывает:
«После ухода Посланника Аллаха никто не обрел такого почета как Хасан бин Али, как и в других вопросах. Он стелил ковер перед дверьми дома. Когда же он выходил из дома и садился, то движение останавливалось. Из уважения к нему никто не решался проходить перед ним. Когда он это понимал, то вставал и уходил домой. И люди вновь начинали ходить там.
Когда он шел в Мекку, то слез с коня и продолжил путь пешком. Все, кто был в караване последовали его примеру и также спустились с муллов. Са'д бин Ваккас, который также был в составе каравана, последовал его примеру и пошел пешком»[2] .
Хасан был щедрым и великодушным. Своей нравственностью и обликом он походил на Пророка. Он был богобоязненным человеком. Известно, что он 15 раз пешком совершил хадж из Медины в Мекку.
Он любил делать добро. Настолько, что он дважды раздавал все свое имущество двум беднякам. Также он трижды совершил с Аллахом обряд «касама». То есть в источниках сообщается, что если у него были две пару обуви, то одну он жертвовал, а вторую оставлял себе. Одну горсть еды он раздавал, а вторую оставлял себе. Таким справедливым образом раздавал свое имущество. Ему принадлежит изречение, которое объясняет достоинства благой нравственности и угощения других. Например, когда у него спросили, что такое «щедрый нрав», он вкратце объяснил это следующим образом: «Это правдивое слово, давать просящему, благой нрав, поддержание родственных связей, стыдливость за право соседа, соблюдения прав друга, угощение гостю и во главе всего стоит стыдливость (хайа)»[3] .
«...Достопочтенный Хасан дважды в своей жизни раздал все имущество на пути Аллаха. Трижды он разделил все свое имущество пополам. Половину он оставлял себе. А вторую половину жертвовал на пути Аллаха»[4] .
Следующий случай даст нам пищу для размышления о нраве Хасана: «Однажды посланец Муавии прибыл к Хасану и после того, как озвучил все требования, добавил следующее: «Я желаю от Аллаха, чтобы он защитил тебя и уничтожил это племя!».
Имам Хасан сказал следующее:
"Не спеши, не предавай того, кого ты знаешь, как человека заслуживающего доверия.
Для меня достаточно, что ты любишь меня из уважения к Посланнику Аллаха, моему отцу и моей матери, но испытывать вражду к общине, которые тебе верит и доверяет и слать в ее адрес проклятие, этого достаточно для предательства»[5] .
Хасан и Хусейн (да будет ими доволен Аллах) были еще малышами. Но, когда мы узнаем о наставлениях, которые им в этом возрасте давал Посланник Аллаха (С) и о том, что достопочтенный Хасан эти слова понял и не забывал, то наше удивление этим человеком еще больше возрастет. Наш Пророк сказал ему: «Хасан, исполняй пятикратную молитву без задержек. Все, что тебе кажется сомнительным, отставляй. Делай то, что не вызываю сомнения внутри тебя. Потому что правда дает человеку покой внутри. Ложь же будит беспокойство».
Достопочтенный Хасан и Хусейн (да будет доволен ими Аллах) выросли в такой возвышенной обстановке и рядом с таким совершенным воспитателем. Заслуживает внимания следующий случай, который произошел между ними и стариком, а особенно их поведение:
Достопочтенные Хасан и Хусейн (да будет доволен ими Аллах), послушав предупреждения своего дедушки, стали выполнять обязательную молитву без задержек и в состоянии довольства. Однажды два брата пошли совершить омовение для молитвы. В это время они увидели, как омовение берет один старик. Однако это пожилой человек, когда совершал омовение, делал некоторые ошибки. Достопочтенный Хасан (да будет доволен им Аллах) обратился к брату шепотом: «Интересно, как нам сказать этому дяде о его ошибках?». Достопочтенный Хусейн (да будет доволен им Аллах) напомнил, что сказать следует так, чтобы не разбить его сердца. Пока они стояли и думали, как бы сказать, достопочтенный Хасан (да будет доволен им Аллах) воскликнул: «Мне пришла одна идея. Что скажешь?» и с этими словами он что-то прошептал в ухо брата.
Два брата осторожно подошли к старику. Слово взял достопочтенный Хасан (да будет доволен им Аллах): «Извините, уважаемый... Я и мой брат только научились молитве. Однако мы не можем договориться друг с другом, кто из нас правильно берет омовение. Не рассудите ли вы нас, мы будет совершать омовение и посмотрите, кто из нас правильно совершает омовение».
Оба стали совершать омовение. В это время старик внимательно следил за ними. В итоге, они завершили омовение. Они захотели спросить мнение дядюшки, повернулись к нему, а его глаза полны слез.
Тот белобородый старик с одной стороны обнял достопочтенного Хасана и Хусейна (да будет доволен ими Аллах), а с другой стороны обратился к ним со словами: «Любимые мои детки! Вы оба правильно совершили омовение. Кто и ошибался, то это я. Сколько бы я вас не благодарил, будет мало». Затем старик поцеловал их в лоб и проводил»[6] .
Передают от Исмаила бин Михрана аль-Кунаси, а тот передал от Абу Абдуллаха (то есть имама Джафара Садыка):
«Однажды Хасан бин Али вышел в путь с целью совершить умру. Вместе с ним был и один из детей. Этот человек верил в том, что Хасан является имамом. Они остановились у воды под тенью засохшей финиковой пальмы. Пальма из-за отсутствия воды засохла. Хасан расстелил ковер под деревом. Для ребенка Зубайра расстелили ковер под другим деревом на удобном для него уровне.
Сын Зубайра поднял голову к верху и сказал: «Если бы эта ветках этой финиковой пальмы были финики, то мы бы поели».
Хасан спросил у него: «Ты хочешь поесть фиников?». Он ответил: «Да».
После этого Хасан поднял руки к нему и обратился к Аллаху словами, которые я не понял. Финиковая пальма немедленно зазеленела и вернулась в свое прежнее состояние. Появились листья, и на ветках стали зреть плоды.
Наездник верблюдов, которого они наняли, сказал:
«Клянусь Аллахом, это колдовство».
Хасан ему ответил: «Горе тебе! Это не колдовство, а наоборот, это принятая молитва сына Пророка».
Затем они залезли на пальму и собрали плоды. Собранных плодов хватил им»[7] .
Передают следующее от Джафара Садыка:
«Хасан рассказал: «У Аллаха есть два города, один на востоке, второй на западе.
Эти города из железа, и они опоясаны стенами. У каждого есть миллион ворот. Там есть 70 миллионов языков. Произношение каждого из языков отличается от другого. Я знаю все эти языки, я знаю, что внутри двух городов, что между ними и что на них. Кроме меня и моего брата Хусейна нет довода об этих двух городах»[8] .
Абу Усама передает от имама Джафара Садыка следующее:
«Хасан бин Али целый год шел в Мекку. В итоге, у него опухли ноги. Один из его рабов сказал:
«Если вы сядете на верховое животное, то опухоль сойдет с ног».
Хасан же скажет: «Никогда! Когда доберемся до той стоянки, то перед тобой появится чернокожий человек, у которого с собой будет масло. Купи у него то масло и смотри, не точи лясы, не купи задешево».
Раб ему сказал: «Да будут моя мать и отец жертвой за тебя. Мы добрались до сюда. Ни на одной из стоянок мы не встретили это лекарство».
Он сказал: «Наоборот, человек о котором я говорю близок к нашей стоянке и впереди тебя».
Когда они прошли путь длиною в милю, они встретились с чернокожим человеком. Хасан сказал рабу: «Иди к человеку, купи у него масло и заплати ее цену».
Чернокожий человек спросил: «Эй, слуга, для кого ты хочешь купить это масло?».
На это чернокожий продавец сказал: «Отведи меня к нему».
Слуга привело чернокожего человека к Хасану. Человек обратился к Хасану: «Да будут жертвой за тебя мои мать и отец. Я не знал, что ты нуждаешься в масле. Я не возьму с вас за него денег. Я также и твой слуга. Однако сделай за меня молитву, чтобы Аллах подарил мне здорового сына, который будет любить Ахли Бейт. Потому что когда я сюда пришел, то моя жена мучалась в родовых схватках».
Хасан ему ответил: «Возвращайся домой. Аллах подарил тебе здорового сына, который будет нас любить»[9] .
Др. Хайдар Баш
[1] Ибн Касир, Тарих, т. 8, с. 377
[2] Мир Имама Хасана, Рази Али Йасин, с. 40
[3] Хильйа, II, 37-38; Усду’л-Габа, II. 13; Йакуби, II. 225 и др.
[4] Суюти, Тарихи Хулефа, с. 190; Тарих, Йакуби, т. 2, с. 215; Ибн Джаузи, с. 196
[5] аль-Малахим ва’л Фитан, с. 143
[6] Закулисье халифата Хасана и правления Муавии, с. 12
[7] Усул-у Кафи, т. 1, с. 838
[8] Усул-у Кафи, т. 1, с. 839
[9] Усул-у Кафи, т. 1, с. 840
Доп. источники: Др. Хайдар Баш. "Центр Единобожия - Ахли Бейт"
Доп. источники: Др. Хайдар Баш "Пророк Мухаммад (сав) - свет Аллаха"