Найти тему
Отцы-молодцы

Нехочуха

Ил. Георгия Юдина.
Ил. Георгия Юдина.

Вопрос: Ребёнок младшего школьного возраста. Ничем не интересуется, никуда не хочет ходить. Водим на тренировки в бассейн и на тхэквондо. Объясняем тем, что полезно для здоровья и развития. Идёт нехотя, в соревнованиях участвовать не хочет. Не хочет развиваться. Постоянно говорит, что не хочет в школу. Со слов классного руководителя в школе проблем в отношениях с одноклассниками и учителями нет. Что делать? Как заинтересовать ребёнка чем-нибудь?

Ответ: В 6-9 лет у детей доминирует потребность в двигательном саморазвитии. Проявлениями биологической потребности в физическом саморазвитии могут быть: 1) преодолении внешних препятствий; 2) сложнокоординированные упражнения с применением механических средств передвижения; 3) танцевальные движения; 4) различные виды единоборств; 5) взаимодействие в составе команды и др. Причем, доминирование одной из названной мотивации, как правило, сопряжено с негативным отношением к другим видам двигательной деятельности. Так, например, мальчики, предпочитающие катание на коньках, роликовой доске или велосипеде, обычно, не любят бороться, лазить по деревьям, плавать, прыгать в длину и высоту. А ребята, любящие поиграть в составе команды в мяч, как правило, равнодушны к походам, конькам, даже велосипеду. И так далее. Таким образом, родителю важно определить, какой вид двигательной активности больше всего нравится ребенку, и обеспечить ему возможность им заниматься. Возможно, Ваш сын еще не определился с тем, что ему нравиться. А на тренировки ходит «по инерции», чтобы Вас не расстраивать. То есть у него проявляется так называемая «внешняя» мотивация. Оборотной стороной сопротивления принуждению (на подсознательном уровне) является пассивность и безынициативность, о которой Вы упоминаете. Второй доминирующей потребностью в этом возрасте является потребность в «подражании». Подражают дети в первую очередь своим родителям, особенно своему отцу, который (в идеале!) ведет активный и правильный во всех отношениях образ жизни (нацелен на здоровье и «овладение» окружающим миром, сам старается быть примером для подражания, увлекает ребенка новыми видами деятельности и творчества, играет с ребенком и непроизвольно способствует овладению новыми двигательными навыками и т.д.). Поэтому старайтесь больше времени проводить со своим ребенком, играть с ним, увлекать новыми видами физической активности и творчества. Наблюдайте за ним в процессе совместных занятий. Так Вы сможете определить, что ему нравиться и обеспечить развитие «внутренней мотивации» (в противовес «внешней», когда сама деятельность будет приносить ребенку удовлетворение и другие положительные эмоции). Вербальная коммуникация, безусловна, нужна. Однако, не нужно преувеличивать значимость «слов» в этом возрасте. Скорее это прерогатива подросткового возраста. Что касается школы, то большинство детей в нее идут без желания, потому что она, как правило, не ориентирована на удовлетворение доминирующих потребностей обучающихся (в игре, двигательном саморазвитии, свободе выбора, вооруженности и опытности). Родителям важно помочь ребенку освоить программу начальной школы, создав благоприятные условия для восстановления после школы, эмоциональной разрядки, создания атмосферы любви и принятия. Ошибку совершают те родители, которые чрезмерно ориентированы на успехи ребенка в школе, особенно начальной! В средней школе у ребенка появиться больше возможностей для выбора – предметов, учителей, а может быть и школы. А сейчас – главное выбрать по душе тот или иной вид двигательной активности и творчества. Это создаст необходимые предпосылки гармоничного развития ребенка, повысит его уверенность в себе, коммуникабельность и креативность.