Найти тему
Антон Владимиров

Почему советские фильмы не сходят с экранов: формула гениальности

Оглавление

Самые ожесточённые споры вызывает тот факт, что советские фильмы десятилетиями не сходят с экранов. Сытые, хорошо одетые люди, рабочие, пенсионеры, готовы порвать друг друга за то, что кто-то из них считает тот или иной фильм недостаточно гениальным.

Нехорошо, когда актёр целый день, понимаете, болтается в театре !
Нехорошо, когда актёр целый день, понимаете, болтается в театре !

Так в чём загадка ? Говорят, что сейчас не умеют снимать фильмы. Может, если знать, как снимать, можно вытащить свою картину в топы, и стать на равных с вечнозелёными советскими легендами ?

Можно. Снять картину можно. В топы вытащить - тоже можно. Стать на равных - никак нельзя. Потому что есть один секрет.

Гениальная немая сцена из говна и палок. Просто стоят два актера. Без цифры. Без хромакея. Без спецэффектов. Без единого слова. Чарли Чаплин, говорите ?
Гениальная немая сцена из говна и палок. Просто стоят два актера. Без цифры. Без хромакея. Без спецэффектов. Без единого слова. Чарли Чаплин, говорите ?

Да, в СССР была очень сильная актёрская школа. На Западе театральных актёров в кино - единицы. Например, Вин Дизель.

Вин Дизель. "Три икса", 2003 г.
Вин Дизель. "Три икса", 2003 г.

Удивились, наверное, но факт — целых десять лет Дизель провёл на театральных подмостках, половину детства и часть юности. Это довольно необычно для киноактёра "там". У нас же практически все актёры кино играли в театре, даже во время съемок, что иногда вызывало сложности. А театральная подготовка считается более высокой. Хотя в США актёры театра вначале и не думали об игре в кино. Многие даже презирали таковую, потому что в театре намного больше платили.

"На бугре видите, стог сена ? Может подойти"
"На бугре видите, стог сена ? Может подойти"

Да, была сильная драматургическая школа. Сценаристы советских киностудий были ничем не хуже западных, а порой и лучше.

Поэтому советские фильмы (созданные в основном в период жестокой цензуры), отличает качественная кинематографическая работа. Режиссёра, операторов, актёров. Всех. Но есть два стула... То есть тьфу, опять не то. Есть два момента.

Шерлок Холмс и доктор... доктор Мортимер.
Шерлок Холмс и доктор... доктор Мортимер.

Первый момент

На полках киностудий сохранилось огромное количество фильмов, которые толком не показывались. Зритель о них не знает. И среди них, так скажем, не все фильмы были хорошие. Цензура, как ни странно, во многом способствовала тому, что на экраны выходили лучшие картины.

Склады киноплёнок в Госфильмфонде. Фото неизвестного автора.
Склады киноплёнок в Госфильмфонде. Фото неизвестного автора.

Второй момент

Весь восторг зрителей по поводу советского кино — не только в гениальной игре актёров, приятному саундтреку, захватывающей драматургии, и так далее. А ещё в том, что они, эти фильмы, отображают эпоху, в которой эти люди были очень молодыми и красивыми. Или были детьми. Это очень важно, ребята. Потому что зритель, помимо действия, оказывается захвачен и собственными эмоциями, воспоминаниями.

На съемках "Белого Солнца пустыни"
На съемках "Белого Солнца пустыни"
И своей картиной, какой бы интересной и гениальной она не была, вы не сможете таких эмоций вызвать у этих же людей. Если это будут зрители другого поколения — уже и дело другое. Многие поклонники советских фильмов люто ненавидят перестроечное кино. Тем более кино, которое было создано в девяностые. Ненавидят по тем же причинам, о которых я уже рассказал чуть выше.
"Гостья из будущего". Кстати, один из первых фильмов, где активно задействовались англицизмы в разговорной речи подростков.
"Гостья из будущего". Кстати, один из первых фильмов, где активно задействовались англицизмы в разговорной речи подростков.

Вот и вся разгадка вечности этих картин. Единственно правильная. Можно ли сделать такой проект сегодня ? Сейчас ? Ведь доступна современная техника, самые фантастические возможности кинематографии. Наконец, ещё остались кое-какие советские актёры, а ?

Отвечу так: можно. Но, думаю, большинство целевой аудитории не примет. Скажут: подделка. Скажут: суррогат. А самое главное: голоса. Узнаваемых голосов, "триггеров" советского синематографа, почти не осталось.