За счёт чего можно отличить Ренессанс от других эпох? Вы задумывались, чем именно Возрождение выделялось на общем фоне? Если нет, то эта статья как раз Вам в помощь!
Да, данная эпоха во многом опиралась на античную культуру, но она скорее дополняла Ренессанс, чем являлась ей. Да и к тому же после Средних веков, невозможно было полностью вернуться к античному миру.
И так, вот десять принципов, на которых основывалась эпоха Возрождения:
1. Земной мир
Все действия переносились с неба на землю. Фон становился обыкновенный, узнаваемый, природный, то есть он отсылал нас к реальному миру, а не к божественному.
2. Глубина и пространство
Пространство развивалось в глубину (линейная перспектива), появлялся первый, средний и дальний план.
3. Человек - венец творения Бога
Центром мира был человек, он главный, из-за чего использовали прямую перспективу для выделения главного. Двухмерная плоскость превращена в трехмерное пространство, а пространство это создал человек. Он вымерил его, он знает его законы, знает этот мир и не может в нём заблудиться (выстроенный реализм). Человек - хозяин живописного мира.
К тому же особенностью линейной перспективы в Ренессансе - попытки в достижении одной точки схода, другими словами попытки как бы превзойти природу, ведь человеческий глаз не способен увидеть подобное в трехмерном пространстве.
4. Ракурсность
Фигуры персонажей имели самые разнообразные ракурсы, словно крутясь в пространстве. Например, посмотрите на фигуры коней в этой картине.
5. Проблема времени
Время также могло быть условным. Творцы эпохи Возрождения могли пользоваться Средневековым приемом: одна часть картины была определена временем, когда другая - нет.
6. Не мертвое, живое!
Скульптура возвращалась к Античной материальности, телесности и осязаемости. Такие скульптуры походили на живых, как будто все их мускулы напряжены, вены пульсируют, а кровь течёт в мраморных жилах. Реабилитация тела и плоти.
7. Образ верту
Героическая нагота была вновь возвращена. Акцент центра мира переместился на человека, показывая его венцом творения Бога. Реабилитация образа верту - героической наготы.
8. Эмоциональный оттенок
Эмоции начинали возвращаться, хотя больше ценилось спокойствие, благородство, подобное Античности. Эмоции при этом лежат не только в лице: Все движения и мимика помогают увидеть эмоцию, но тема эта все же не была главной.
9. Появление новых жанров
Рождалась круглая скульптура, станковая живопись, появилась автономность - существование скульптуры вне архитектурного пространства. Появилась скульптурная группа и живописный рельеф. Шел постепенный переход от деревянных досок до холстов для поверхности картины. Графика становилась самостоятельной, появляется печатная графика.
10. Античность+
В колоннах возрождают античные ордена, высчитывали их пропорции, размеры колонны. Они перестают быть просто украшением, вновь появляются фронтоны и купола. Все ближе к античным образцам. Античная логика. Возвращается центрический кукольный храм.
Эпоха Возрождения, как по мне, предстает перед нами подведением итогов прошлого. Она впитала в себя мысли как античного, так и средневекового мира, а потом отфильтровала и доработала их. Именно по этому Ренессанс так важен в истории человечества и искусства.
Ну а на этом все. спасибо за прочтение, и хорошего Вам дня!