Найти в Дзене

Основные черты эпохи Возрождения

Оглавление
За счёт чего можно отличить Ренессанс от других эпох? Вы задумывались, чем именно Возрождение выделялось на общем фоне? Если нет, то эта статья как раз Вам в помощь!
Скульптуры Микеланджело в San Pietro in Vincoli
Скульптуры Микеланджело в San Pietro in Vincoli

Да, данная эпоха во многом опиралась на античную культуру, но она скорее дополняла Ренессанс, чем являлась ей. Да и к тому же после Средних веков, невозможно было полностью вернуться к античному миру.

И так, вот десять принципов, на которых основывалась эпоха Возрождения:

1. Земной мир

Все действия переносились с неба на землю. Фон становился обыкновенный, узнаваемый, природный, то есть он отсылал нас к реальному миру, а не к божественному.

2. Глубина и пространство

Пространство развивалось в глубину (линейная перспектива), появлялся первый, средний и дальний план.

Рафаэль Санти, "Обручение Марии". Здесь видна как плановость, так и одна точка схода пространства.
Рафаэль Санти, "Обручение Марии". Здесь видна как плановость, так и одна точка схода пространства.

3. Человек - венец творения Бога

Центром мира был человек, он главный, из-за чего использовали прямую перспективу для выделения главного. Двухмерная плоскость превращена в трехмерное пространство, а пространство это создал человек. Он вымерил его, он знает его законы, знает этот мир и не может в нём заблудиться (выстроенный реализм). Человек - хозяин живописного мира.

К тому же особенностью линейной перспективы в Ренессансе - попытки в достижении одной точки схода, другими словами попытки как бы превзойти природу, ведь человеческий глаз не способен увидеть подобное в трехмерном пространстве.

4. Ракурсность

Фигуры персонажей имели самые разнообразные ракурсы, словно крутясь в пространстве. Например, посмотрите на фигуры коней в этой картине.

Коррадо Джаквинто, "Битва при Тайбуре"
Коррадо Джаквинто, "Битва при Тайбуре"

5. Проблема времени

Время также могло быть условным. Творцы эпохи Возрождения могли пользоваться Средневековым приемом: одна часть картины была определена временем, когда другая - нет.

6. Не мертвое, живое!

Скульптура возвращалась к Античной материальности, телесности и осязаемости. Такие скульптуры походили на живых, как будто все их мускулы напряжены, вены пульсируют, а кровь течёт в мраморных жилах. Реабилитация тела и плоти.

Микеланджело Буонарроти, скульптура Моисея
Микеланджело Буонарроти, скульптура Моисея

7. Образ верту

Героическая нагота была вновь возвращена. Акцент центра мира переместился на человека, показывая его венцом творения Бога. Реабилитация образа верту - героической наготы.

8. Эмоциональный оттенок

Эмоции начинали возвращаться, хотя больше ценилось спокойствие, благородство, подобное Античности. Эмоции при этом лежат не только в лице: Все движения и мимика помогают увидеть эмоцию, но тема эта все же не была главной.

Одна из работ Сандро Боттичелли
Одна из работ Сандро Боттичелли

9. Появление новых жанров

Рождалась круглая скульптура, станковая живопись, появилась автономность - существование скульптуры вне архитектурного пространства. Появилась скульптурная группа и живописный рельеф. Шел постепенный переход от деревянных досок до холстов для поверхности картины. Графика становилась самостоятельной, появляется печатная графика.

10. Античность+

В колоннах возрождают античные ордена, высчитывали их пропорции, размеры колонны. Они перестают быть просто украшением, вновь появляются фронтоны и купола. Все ближе к античным образцам. Античная логика. Возвращается центрический кукольный храм.

"Донато Браманте" собор в Павии. Хороший пример подобного храма
"Донато Браманте" собор в Павии. Хороший пример подобного храма

Эпоха Возрождения, как по мне, предстает перед нами подведением итогов прошлого. Она впитала в себя мысли как античного, так и средневекового мира, а потом отфильтровала и доработала их. Именно по этому Ренессанс так важен в истории человечества и искусства.

Ну а на этом все. спасибо за прочтение, и хорошего Вам дня!