Найти тему
Мама-инженер

О бездарях и прочих сальери

Оглавление

Как-то провели с мужем тюлений выходной - сериал смотрели, и больше ничего. Муж вообще такое не любит и не хотел, но тут уже я взбрыкнула.

Молчи, мужчина! 23 февраля послезавтра!

Он, конечно, мог бы и не смотреть и заняться другими делами, но как-то уж так вышло. Но я не про наш выходной.

А как раз про один сюжетный ход. Героиня - юная провинциалка, очень талантливый модельер, приезжает учиться в Москву к какому-то знаменитому кутюрье.

Талантливая Нина из сериала "Сильная слабая женщина" (2018)
Талантливая Нина из сериала "Сильная слабая женщина" (2018)

Знаменитый кутюрье, кстати, очень ценит талант героини. И при этом в грубой форме высказывается о работах других учеников. Особенно достаётся одной девушке.

Она, надо сказать, действительно довольно неприятная, высокомерная и так далее. Но мне, непрофессионалу, и её эскизы кажутся отличными. Я даже не удивлюсь, если эскизы эти и героине и её антиподу в принципе один человек рисовал. Силуэты, платья, оборки, складки... Как говорится, я и так не могу.

Но вот же! Одна талант, её работы едва ли не гениальны, а другая - посредственность. Т.е. это не тот случай, когда человек валяет дурака, на лекции не ходит, домашку не делает - и результаты соответствующие. Нет! Стараются обе, а выхлоп категорически разный.

Вот как это пережить? Что с этим делать? Признать себя посредственностью и идти пирожки продавать?

Или вот в фигурном катании. Вы смотрели соревнования какие-то - одно выступление за другим? Понятно, кто-то падает, кто-то 3 оборота прыгает, кто-то 4. Парники иногда несинхронно что-то делают. Но в целом, в целом даже самое последнее место в любом виде - это годы тренировок, самоотдачи и страстной любви к фигурному катанию. И предпоследняя фигуристка потрясающая, и последняя. Но вот заняла Косторная 6-е место и всё: базар на неделю, слёзы, громкий переход и.... конец света, сами видели.

Сааринен, Енни. Финская фигуристка. которая  заняла 25-е место на Олимпиаде 2022. В произвольную Енни отобралась только из-за скандала с пробой Камилы Валиевой.
Сааринен, Енни. Финская фигуристка. которая заняла 25-е место на Олимпиаде 2022. В произвольную Енни отобралась только из-за скандала с пробой Камилы Валиевой.

А сколько прекрасных фигуристок банально не отобрались на своих национальных чемпионатах! Мы в России сходу можем Лизу Туктамышеву и Майю Хромых назвать. И Ксению Синицыну, конечно. И это при том, что Дарья Усачева и Алёна Косторная выбыли из гонки из-за травм. Но и в других странах такая же история: у Испанцев две прекрасные танцевальные пары, а квота одна, у американцев выстрелил Никита Малинин, но невозможно было не пустить Джейсона Брауна, и так далее...

А в балете? Любая балерина закончила балетное училище. У любой - были все данные для балета. Отбор там сумасшедший: случайные, непригодные люди туда просто не попадают. У каждой есть пропорции, шаг, выворотность, музыкальность, подъём и так далее. Дальше кто-то может быть более трудолюбивым, кто-то менее. Но даже если две девочки одинаково влюблены в балет, занимаются с одинаковой самоотдачей, кто-то становится солисткой и делает карьеру до примы, а кто-то поступает в кордебалет и через 20 лет из кордебалета же идёт на пенсию. Всё. Кто-то Цискаридзе, а кто-то - все остальные.

С поэтами та же картина... С актёрами... С художниками...

Со скрипачами, мне настройщик фортепиано рассказывал, совсем беда! Там если не смог стать первой скрипкой - всё, официально можешь спиваться - причина уважительная.

Ладно, творцы. Будем считать, что там Боженька через них говорит, а ему виднее, через кого гармонию в мир нести.

Но ведь и в обычных профессиях такое! Вот кто-то хирург с золотыми руками, а кто-то бракодел какой-то. У кого-то на базаре очередь, а рядом кто-то с точно таким же товаром без покупателей.

-3

И у нас, инженеров, такое есть. Ну не додали мозгов или они о другом - и привет! У меня с возрастом с памятью проблемы. Тоже не способствует. А дедушка мой, инженер водоснабжения, как раз на работе славился тем, что помнит наружные инженерные сети по всей Донецкой области. Это для быстрого принятия предварительных решений важно было. Не "пойду посмотрю, что там где", а точно знаю, что где на какой глубине и как мы можем этим воспользоваться.

И вот мы с моим дедушкой кровные родственники, я хороший инженер,но легенды обо мне не слагают и блеску - никакого. Нет, я не завидую, а восхищаюсь.

Точно так же мой дедушка восхищался своим сотрудником, который делал чертежи сразу тушью, без карандашной основы.

Дедушка просто потрясён был! И даже спрашивал: "Как же ты так, а? А если неправильно линию начертишь - не исправить уже!" А тот и отвечает: "Так а зачем мне на неправильные линии чертить (хоть карандашом, хоть тушью)? Я правильные черчу!"

Наверное, в сравнении с таким умением, таим талантом, и мой дедушка чувствовал себя немножко Сальери.

Если верить интернету, то это он и есть, Антонио Сальери.
Если верить интернету, то это он и есть, Антонио Сальери.

А что Сальери? Он посвятил свою жизнь музыке. Он был популярен. Его музыка тоже нравилась людям. Но... не прогремел. Не остались его творения в веках. И всё! Пушкин хорошо эту историю в "Маленьких трагедиях" раскрутил. Я не поклонница Пушкина вообще и "Маленьких трагедий" в частности, но вот это вот с юности меня беспокоит.

Кто скажет, чтоб Сальери гордый был
Когда-нибудь завистником презренным,
Змеей, людьми растоптанною, вживе
Песок и пыль грызущею бессильно?
Никто!.. А ныне - сам скажу - я ныне
Завистник. Я завидую; глубоко,
Мучительно завидую. - О небо!
Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений - не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан -
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?.. О Моцарт, Моцарт!

Вот почему, действительно, так? Почему не ценится просто хорошая песня, весёлый фильм, предпоследнее место в фигурном катании. Главное же - не победа, а участие, ведь так?

Конечно, есть великие инженеры, которые осуществляют прорывы в технике и выводят мир на новый уровень, но есть сотни обычных инженеров, которые просто делают свою работу, и мир функционирует, люди живут и радуются.

Да, кто-то делает проекты, с которыми можно принимать участие в конкурсах, но кто-то же должен и проекты капитального ремонта делать! А то как же? Да, для вот этих вот наших стандартных типовых многоэтажек нужен отдельный проект капремонта на каждый дом. И это даже не уровень Сальери, а гораздо ниже. Но кто-то же должен!

И двор мети - тоже кто-то должен. И забор красить.И хлеб печь - кто-то должен. Не вот супер-торт Киркорову на праздник, а просто тостовый хлеб или батон - на каждый день в каждую квартиру пресловутой стандартной многоэтажки.

И я вам скажу, что это особый дар - делать что-то невыдающееся, тривиальное, даже и примитивное - но нужное, и не бросать это дело.

Когда-то моя тётя назвала фильм "Мимино" гимном серости, т.к. герой в конце-концов ушел из международной авиации, куда стремился, в очень сильно местную. Но сегодня я понимаю и Мимино, и Гошу из "Москва слезам не верит", который не хотел быть руководителем, и многих других героев советского кино - рядовых тружеников.

И это не дауншифтинг - когда устал, да и всё бросил. Это понимание своего места в жизни, места, где ты на самом деле нужен. Мне кажется, такое место и делает человека счастливым.

И тогда уже не важно, Моцарт ты, Сальери или вообще ручки дверей в бальной зале протираешь. Жаловался кто-то на чистоту ручек? То-то же!