В первых строчках нашей недельной главы мы читаем личное обращение Всевышнего к Моше (при этом – без упоминания его имени). Ему велено приказать сынам Израиля, чтобы они «взяли тебе» (то есть принесли к Моше) чистое оливковое масло. Возникает вопрос: чем это оливковое масло отличается от всех остальных потребностей Храма, настолько, что для его изготовления и непосредственного использования применяется именно такой язык Торы? Еще один вопрос касается особой короны, которой были увенчаны особые предметы в Храме, что перекликается с коронами нашего народа. Так, корона на Ковчеге Завета соответствует короне Торы, на столе с хлебами – короне царства. Венец, опоясывающий весь жертвенник, соответствовал короне священничества. Корона Торы на Ковчеге Завета понятна: там были скрижали Завета (первые – разбитые, и вторые), свиток Торы, написанный Моше, порция мана, которую было заповедано хранить для будущих поколений. Корона Торы считается самой великой, и Хафец Хаим приводит во многих местах, что изучение и поддержка Торы являются главнейшими заповедями в нашем мире.
Есть в Храме еще один предмет, который соответствует свету Торы – это Менора, светильник. Говорится в трактате Бава Батра, что тот, кто хочет молиться так, чтобы его просьбы о мудрости были услышаны, должен повернуть свое лицо немного в сторону юга, так как Менора располагалась у южной стены Храма.
С одной стороны, венец Торы – на Ковчеге Завета, с другой стороны, Менора соответствует свету Торы. Зачем же два предмета с одинаковым смыслом? Можно заметить, что Ковчег Завета был в Святая Святых, тогда как Менора была просто во внутреннем дворе Храма. Трактат Шаббат приводит, что в хорошие для нашего народа времена, когда не было сокрытия Лика, в Меноре постоянно присутствовало ханукальное чудо. Все семь светильников наполнялись одинаково, но один из них, нер а-маарави , западный светильник, горел полные сутки (в то время как остальные светильники тухли при наступлении дня, поскольку масло в них заканчивалось). На следующий вечер от этого западного светильника зажигали остальные – и потом доливали в него новое масло. Говорится в Талмуде: нер а-маарави – это свидетельство, что Шехина присутствует в нашем народе. Рамхаль в книге «Даат Твунот» говорит, что есть несколько уровней Б-жественного влияния: то, которое породило наш материальный мир, поддерживает этот мир и т.д. Есть влияние более возвышенное, которое – причина проявления в этом мире духовности. Проявления эти – в вещах, которые, с одной стороны, происходят в нашем подчиненном законам природы мире, с другой стороны, не подчиняются законам природы! В том, что мы называем словом «чудо», тоже, как правило, есть порядок. В этом смысле местом максимального проявления духовного в этом мире был Храм: там чудеса были постоянно!
Все праздники нашего народа, если вдуматься, связаны с чудесами, с влиянием того, что выше этого мира, на привычный ход вещей: это и выход из Египта – Песах, и Суккот – Облака Славы, и Шавуот – дарование Торы. В праздничные дни в нашем мире присутствует то особое влияние Свыше, которое выше обычного состояния, в силу того света, который был источником чудес и который возвращается к нам в дни праздников.
Наш великий учитель Нецив из Воложина говорит, что есть у нас Письменная Тора, и есть Устная Тора. Пример Устной Торы – заповедь о кашерном убое скота. Это место в Торе ясно доказывает, что невозможно ясно понимать Письменную Тору без Устной. В Письменной Торе сказано «зарезай скот, как Я тебе заповедовал, и потом кушай». Однако что означает «как Я тебе заповедовал»? Об этом в Письменной Торе нет ни одного слова. Любые намеки, которые можно на это найти – вся они являются необязательными и прямо не вытекают из Письменной Торы. Поэтому у нас есть Устная Тора, которая передана нам от поколения к поколению – от мудреца к мудрецу – от Моше, и которая является при этом неотделимой частью единой Торы, которую наш народ получил на горе Синай. Есть у нас также тот дух мудрости, который был передан Моше – как понимать Тору, как выводить из одного закона другой, как понять то, о чем прямо не говорится. В книге «Хинух» есть замечательное выражение: о заповеди изучения Торы говорится дословно мицва лильмод хохмат а-Тора – заповедь изучать мудрость Торы. Не просто читать Тору как интересную книгу, не просто заучить какие-то законы – безусловно, это тоже важно, но одного этого мало! Например, если человек прочтет учебник по математике, он запомнит какие-то вещи, но не станет от этого математиком. Разделяя будничное от святого, в случае с изучением Торы – именно мудрости Торы – есть свет Торы, дух Торы, та самая сокровенная мудрость Торы, которая выше этого мира, дарованная нашим мудрецам: как понимать Письменную Тору, как понимать Устную Тору, в том числе, как соотносится Тора с новыми открытиями в науке и технике. Звучит как совершенно разные вещи, однако в Торе потенциально заключено все, весь мир, просто надо уметь это выводить! Именно это умение изучать Тору полученную и из нее извлекать новое понимание – так, чтобы это было эквивалентно тому, что мы получили, чтобы это было в духе Торы – это и есть та особая мудрость Торы, которую Всевышний даровал нам. Это – система рассуждений, система понимания, система доводов, в которой есть свои правила того, как что-то выводится, опровергается, и так далее. И сказано, что это особое глубокое понимание мудрости Торы было даровано Моше и его потомкам в личное владение, и только от большой любви к еврейскому народу наш учитель Моше даровал нам это наследие в общее пользование.
Свет Меноры – это духовный источник, постоянно возобновляющееся раскрытие света Б-жественной мудрости, которая заложена в полученном на горе Синай достоянии. Но это также система, которая позволяет нам правильно и в соответствии со временем понять полученную нами Тору. Есть такое понятие – твуна . Корень его – в сокровенной мудрости каббалы. Виленский Гаон в комментарии к Мишлей пишет о понятии твуна шебе-хохма . Попробуем объяснить это на простом языке, без углубления в каббалу. Хохма – это то, что человек получает от своего учителя, из книг и так далее. Важным при этом является правильное понимание полученного, потому что бывает и так, что ученик слышит и помнит все, но понимает с точностью до наоборот, и тогда это – большая проблема. Твуна шебе-хохма – истинное понимание полученного знания – это основа получения Торы. Человек, у которого нет твуна шебе-хохма , не сможет правильно воспринять то, чему его обучают, из этого обучения выйдет мало толка. После того, как человек научился правильному пониманию, идут следующие этапы – бина , постижение, как выводится новое из изученного. Это очевидно: не поняв базис, основу, невозможно выучить что-то новое. Источником этой особой мудрости – извлекать знания из света полученной нами Торы – являлась Менора.
Теперь понятно, почему обращение Всевышнего в начале нашей главы – ата тецаве элеха – в единственном числе: особая мудрость, которую символизирует Менора, была дарована именно Моше.
Теперь поговорим о том, как все вышесказанное относится к Пуриму. В Мегилат Эстер, которую читают в Пурим, есть пшат , и есть друш . Все законы Пурима приводятся в конце Мегилат Эстер, и тот, кто хочет в них разобраться, должен хорошо изучить законы Мегилы. Приведем стих 27 в главе 9: «исполнили, приняли на себя евреи и их потомство… праздновать эти два дня Пурима как положено» (упрощенный перевод). Что такое кеиму ве-киблу – исполнили и приняли? Приводится нашими мудрецами в нескольких местах: есть противоречие между главами, в которых говорится про получение Торы. С одной стороны, весь народ произнес наасе ве-нишма , как написано в конце главы Мишпатим, а, с другой стороны, говорится, что Всевышний поднял гору над нашим народом, как намек на то, что если народ не примет Тору, то под этой горой и будет погребен. То есть было некоторое насильное принятие Торы. Объяснение этому такое...