Найти в Дзене
Владислав Панкратов

Интерактивная схема перспективного развития Московских центральных диаметров («наземного метро»)

Схема-карта Московских центральных диаметров
Схема-карта Московских центральных диаметров

Здравствуйте, уважаемые и дорогие читатели!

Представляю схему перспективного развития Московских центральных диаметров (также известных как «городские электрички» или «наземное метро») с размещением новых станций и переносом старых станций.

Ссылка на интерактивную карту Московских центральных диаметров: https://yandex.ru/maps/-/CCUQMFgtLA

Всего планируется построить пять линий МЦД, две из них уже запущены (МЦД-1 и МЦД-2). Ниже перечислю все станции диаметров.

  • Новые станции (включая старые станции, которые ранее не были действующими для пассажиров) отмечу жирным цветом, а «переносимые» станции отмечу курсивом.
Платформы переносят ближе к станциям Московского метрополитена, а также для организации пересадки на другие диаметры, либо для охвата большего числа потенциальных пассажиров на новом месте.

МЦД-1 «Белорусско-Савёловский диаметр» (от ст. «Одинцово» до ст. «Лобня»). Всего на ~53 км путей диаметра будет 30 станций (в среднем 1 станция на ~1.76 км):

«Одинцово», «Баковка», «Технопарк Сбербанка», «Сколково», «Немчиновка», «Сетунь», «Рабочий Посёлок», «Кунцевская», «Славянский бульвар», «Фили», «Тестовская», «Ермакова Роща», «Беговая», «Белорусская», «Савёловская», «Дмитровская», «Тимирязевская», «Петровско-Разумовская», «Окружная», «Дегунино», «Бескудниково», «Илимская», «Лианозово», «Марк», «Новодачная», «Долгопрудная», «Водники», «Хлебниково», «Шереметьевская», «Лобня».

  • На данный момент по станции «Технопарк Сбербанка» только идёт обсуждение возможности её строительства для транспортного обслуживания объектов Сбербанка в Инновационном центре «Сколково». На интерактивной карте размещение станции отмечено.
Размещение станции «Технопарк Сбербанка» на МЦД-1. Рядом будет строится комплекс объектов Сбербанка в Сколково (юго-восток от станции).
Размещение станции «Технопарк Сбербанка» на МЦД-1. Рядом будет строится комплекс объектов Сбербанка в Сколково (юго-восток от станции).

МЦД-2 «Курско-Рижский диаметр» (от ст. «Подольск» до ст. «Нахабино»). Всего на ~80 км путей диаметра будет 39 (40) станций.

«Подольск», «Силикатная», «Остафьево», «Щербинка», «Бутово», «Битца-II», «Битца», «Красный Строитель», «Покровское», «Котляково», «Царицыно», «Москворечье», «Курьяново», «Перерва», «Депо», «Кубанская» (должны переименовать обратно в «Люблино»), «Печатники», «Текстильщики», «Новохохловская», «Калитники», «Москва-Товарная», «Серп и Молот», «Курская», «Каланчёвская», «Рижская», «Марьина Роща», «Дмитровская», «Гражданская», «Красный Балтиец», «Стрешнево», «Покровское-Стрешнево», «Щукинская», «Тушинская», «Трикотажная», «Волоколамская», «Пенягино», «Павшино», «Красногорская», «Опалиха», «Аникеевка», «Нахабино».

  • На данный момент финансирование работ по строительству станции «Битца-II» не предусмотрено ни федералами, ни Москвой, ни областью.

Станция нужна преимущественно для обслуживания населения нового ЖК «Южная Битца» (~25-35 тысяч человек) на территории Ленинского г.о. Московской области и частично района Северное Бутово г. Москвы (в пешей доступности от будущей станции будет несколько жилых домов). Не исключено, что в перспективе её построят.

Предположительное размещение ст. «Битца-II» второго диаметра близ ЖК «Южная Битца». В пешей доступности от станции будет также несколько жилых домов по ул. Грина (Москва).
Предположительное размещение ст. «Битца-II» второго диаметра близ ЖК «Южная Битца». В пешей доступности от станции будет также несколько жилых домов по ул. Грина (Москва).

МЦД-3 «Ленинградско-Казанский диаметр» (от ст. «Зеленоград» до ст. «Раменское»). Всего на третьем диаметре планируется 42 (45) станций, кстати, самая длинная линия «наземного метро» — 85 км. Запуск по последним данным должен состоятся в 2023 году.

(«Алабушево»), «Крюково» (возможно переименуют на «Зеленоград»), «Малино», «Фирсановская», «Сходня», «Подрезково», «Новоподрезково», «Молжаниново», «Новые Химки» (проектное наименование «Химки-II»), «Химки», «Левобережная», «Ховрино», «Грачёвская», «Моссельмаш», «Лихоборы», «Петровско-Разумовская», «Останкино», «Калибровская», «Рижская», «Николаевка», «Митьково», «Электрозаводская», «Сортировочная», «Авиамоторная», «Андроновка», «Чухлинка», «Плющево», «Вешняки», «Выхино», «Косино», «Ухтомская», «Люберцы-1», «Панки», «Томилино», «Красково», «Малаховка», «Удельная», «Быково», «Ильинская», «Отдых», «Кратово», «Есенинская», «Фабричная», «Раменское», («Ипподром»).

  • По некоторым данным, от станций «Алабушево», «Новые Химки» и «Ипподром» могут отказаться в целях экономии бюджета строительства МЦД-3.
Ст. «Алабушево» МЦД-3. Рядом особая экономическая зона «Технополис Москва». Рабочие места для Зеленограда (Москва) и ближайших населённых пунктов Московской области.
Ст. «Алабушево» МЦД-3. Рядом особая экономическая зона «Технополис Москва». Рабочие места для Зеленограда (Москва) и ближайших населённых пунктов Московской области.
Ст. «Новые Химки» МЦД-3. Рядом два крупных жилых комплекса (ЖК «Солнечная система» и ЖК «Две столицы»), 3-й мкр. г. Химки и крупный ТРЦ МЕГА (Ашан, ИКЕА, ОБИ).
Ст. «Новые Химки» МЦД-3. Рядом два крупных жилых комплекса (ЖК «Солнечная система» и ЖК «Две столицы»), 3-й мкр. г. Химки и крупный ТРЦ МЕГА (Ашан, ИКЕА, ОБИ).
Ст. «Ипподром» МЦД-3. Когда-то фигурировала как конечная третьего диаметра, но здесь нет высотной многоэтажной застройки и поэтому могут не «включить» в диаметры.
Ст. «Ипподром» МЦД-3. Когда-то фигурировала как конечная третьего диаметра, но здесь нет высотной многоэтажной застройки и поэтому могут не «включить» в диаметры.

МЦД-4 «Киевско-Горьковский диаметр» (от ст. «Апрелевка» до ст. «Железнодорожная»). На четвёртом диаметре планируется всего 38 (39) станций. Общая длина путей 80 км. Запуск по последним данным должен состоятся в 2024 году.

«Апрелевка», «Победа», «Крёкшино», «Санино», «Кокошкино», «Толстопальцево», «Лесной Городок», «Внуково», «Мичуринец», «Переделкино», «Солнечная», «Мещерская», «Очаково», «Аминьевская», «Матвеевская», «Минская», «Поклонная», «Кутузовская», «Камушки», «Ермакова Роща», «Беговая», «Белорусская», «Савёловская», «Станколит», «Марьина Роща», «Рижская», «Каланчёвская», «Курская», «Серп и Молот», «Нижегородская», «Чухлинка», «Кусково», «Новогиреево», «Реутово», «Никольское», «Салтыковская», «Кучино», «Ольгино», «Железнодорожная».

  • Станцию «Ольгино» планируют построить на перегоне между ст. «Кучино» и «Железнодорожная».
Ст. «Ольгино» четвертого диаметра в г. Железнодорожный.
Ст. «Ольгино» четвертого диаметра в г. Железнодорожный.

МЦД-5 «Ярославско-Павелецкий диаметр» (от ст. Пушкино до ст. Домодедово). Запуск диаметра 2025-2030 годах.

Пятый диаметр ещё проектируется. Прорабатывается возможности соединения Павелецкого и Ярославского направления МЖД. Всего есть три варианта:

1) Центральный участок с тоннелем глубокого ввода. Самый дорогостоящий вариант, но и самый полезный для конечных пассажиров.

Соединение Павелецкого и Ярославского радиуса через центр Москвы. Прохождение примерное.
Соединение Павелецкого и Ярославского радиуса через центр Москвы. Прохождение примерное.

2) Через пути Московского центрального кольца (МЦК). Примерно от «Верхних Котлов» до «Ростокино».

Примерно так Институт Генплана Москвы предлагает соединить Павелецкий и Ярославский радиус через пути МЦК.
Примерно так Институт Генплана Москвы предлагает соединить Павелецкий и Ярославский радиус через пути МЦК.
Первоначально хотели соединить МЦД-5 через ветку в районе Новохохловской.
Первоначально хотели соединить МЦД-5 через ветку в районе Новохохловской.

3) Павелецкий радиус сворачивает на пути Курского направления в районе ст. Котляково и далее идёт в сторону ст. «Новохохловская», где сворачивают на ЖД-пути в сторону м. Стахановская и далее через «Митьково» соединяется с Ярославским радиусом.

Пока авторы проекта склоняются к первому варианту. Так как к строительным работам над тоннелем приступят не скоро, то радиусы будут временно не соединены в диаметр, а заканчиваться на своих вокзалах (Павелецкий и Ярославский).

Список станций с учётом первого варианта соединения:

«Пушкино», «Мамонтовская», «Клязьма», «Тарасовская», «Челюскинская», «Строитель», «Мытищи», «Тайнинская», «Перловская», «Лось», «Лосиноостровская», «Ростокино», «Яуза», «Маленковская», «Москва-3», «Николаевка», «Ярославская», «Павелецкая», «Дербеневская», «Тульская», «Верхние Котлы», «Нагатинская», «Варшавская», «Чертаново», «Котляково», «Бирюлёво-Товарная», «Бирюлёво-Пассажирская», «Булатниково», «Расторгуево», «Расторгуево-II», «Калинина», «Ленинская», «32 км», «Домодедово».

  • Для станции «Расторгуево-II» пока не предусмотрено финансирование. Не исключено, что её в итоге построят.
Как в случае с «Битца-II», «Новые Химки» (или «Химки-II»), «Расторгуево-II» нужна для обеспечения транспортом и связи с Москвой будущих жилых микрорайонов, расположенных близ этих станций.
Все эти станции находятся в Московской области, логично было бы области построить за свои деньги (нужно ~2.5 млрд. рублей на каждую станцию), но областные чиновники пока не хотят этого. А федеральный бюджет тоже нерезиновый, и так финансируют запуск движения всех пяти диаметров наравне с Москвой.
  • Также возможно ответвление МЦД-5 в город Королёв после ст. «Мытищи». Тогда будут ещё две станции «Подлипки-Дачные» и «Болшево».

Перспективы развития МЦД:

  • Ответвление МЦД-2 в район перспективной застройки Рублёво-Архангельское на перегоне между станциями «Красногорская» и «Павшино».

Планируют построить две станции: «Новорижская» и «Рублёво-Арханегельское» (ещё в некоторых схемах подписывается как «МФЦ», т.е. международный финансовый центр). Их размещение на карте:

Ответвление МЦД-2 в новый жилой район "Рублёво-Архангельское" Сбербанка.
Ответвление МЦД-2 в новый жилой район "Рублёво-Архангельское" Сбербанка.

Строительство пока не начато, была планируемая дата ввода в эксплуатацию в 2022 году (на ~2019 год). Но скорее всего запустят не раньше, чем Сбербанк введёт в эксплуатацию первый жилой дом в своём районе. Если вообще будут строить.

  • Ответвление МЦД-2 в сторону ст. «Кресты» (Большого кольца Московской железной дороги) со строительством полностью новых ЖД-путей от станции «Бутово» или «Щербинка» или «Остафьево» для обеспечения жителей Новой Москвы скоростным внеуличным транспортом.
Новая железнодорожная линия в Новую Москву. Из презентации Института ГенПлана Москвы по поводу развития МЦД.
Новая железнодорожная линия в Новую Москву. Из презентации Института ГенПлана Москвы по поводу развития МЦД.

Фактически новая железнодорожная линия будет продолжением Бирюлёвской линии вглубь ТиНАО. Реальные сроки строительства не раньше реализации самой Бирюлёвской линии.

Плюс, на схеме отображен вариант через аэропорт Остафьево. Землю которого хочет выкупить Правительство Москвы.

  • Продление всех диаметров до границ Московской агломерации (где 15% трудоспособного населения трудится в г. Москве).
Развитие "наземного" метро в городах среднего пояса Подмосковья. Из презентации Института ГенПлана Москвы.
Развитие "наземного" метро в городах среднего пояса Подмосковья. Из презентации Института ГенПлана Москвы.

Предполагается продлить диаметры до следующих конечных:

МЦД-1 (Икша - Кубинка)

МЦД-2 (Манихино - Чехов)

МЦД-3 (Поварово - Бронницы)

МЦД-4 (Бекасово - Фрязево)

МЦД-5 (Софрино - Михнево)

Это ещё более амбициозный проект. Конкретных планов по развитию и сроков реализации пока нету.

Но для продления МЦД за обозначенные маршруты, как минимум нужно построить десяток автомобильных путепроводов, чтобы ликвидировать одноуровневые ЖД-переезды. Аналогично с пешеходными переходами. При более частом интервале движении пешеходу будет крайне затруднительно перейти ЖД-пути.

Про реконструкцию платформ, строительство и реконструкции депо, закупку подвижного состава и инженерную инфраструктуру промолчу.

Конечно же наиболее вероятно, что после запуска всех пяти диаметров в текущем варианте, какие-то диаметры будут постепенно продлевать и далее. Но тут уже дело за Правительством Московской области, которое не очень спешит вкладываться в развитие собственной транспортной инфраструктуры.

P.S. Спасибо за прочтение статьи! Обо всех недочётах, ошибках и предложениях по карте пишите в комментариях.