Найти в Дзене
Фильмокнижие

«Московская сага» - семейная хроника опасного тридцатилетия, или Градовизм как синоним патриотизма

Трилогию Аксенова «Московская сага» читала уже после просмотра сериала, меня до глубины души тронул сюжет, особенно линия профессора Градова, Никиты и Вероники. Поэтому решила прочитать роман, хотя прозу Аксенова считаю нудной и переполненной деталями.

Все-так роман – сила. Градовы – врачи в четвертом поколении. Это сок и соль русской интеллигенции, клан, брошенный в историческую мясорубку 20-50-х годов XX века.

«Красное колесо» помяло судьбы людей, но не раздавило, не уничтожило этот род, славный в веках своими делами. Их родовые имена Никита и Борис, поэтому профессор Градов Борис Никитич, а его сын Никита Борисович – Борис Четвертый. Только вот медицинскую линию семьи продолжает не он, а Никита становится военным.

Каким свежим, талантливым лингвистом мог бы стать «строгий юноша» Кирилл, но он идет в политику, защищает убежденно коммунистические идеалы, поэтому и становится врагом народа и колымским ссыльным.

Нина – талантливая поэтесса. Она живет в ритме Серебряного века, считает поэтическим местом Кавказ, где происходит одна из самых жестоких драм ее юности.

-2

Если интеллектуально дом держится на Борисе Никитиче, то эмоциональным центром семьи является мать Мэри Вахтанговна – «прямая и строгая русская интеллигентка, мать защитника Отечества маршала Градова».

-3

Дом в романе – защищенное место, куда ведут пути странников: уставший от бездомья тюрьмы и войны Никита Градов прибывает в Серебряный Бор, чтобы оттаять душой, собраться с силами и начать новый виток жизни, сюда возвращается истерзанная лагерем душа Вероники, здесь свои сердечные раны исцеляет Нина.

-4

Переступая родной порог, мы оказываемся в поле порядочности, щедрости, здравого смысла. Даже в страшные годы военного коммунизма здесь звучит рояль Мэри Вахтанговны, которая окончила консерваторию, чтобы посвятить свое искусству детям и мужу. А няня утюжит и крахмалит белье, рассчитывается за молоко и сметану.

«Шопеном Мэри отгоняет леших», - шутит профессор.

Овчарка Пифагор царствует в этом уютном мире.

-5

Дом Градовых – священный очаг культуры, порядка и уюта. Здесь шикарная библиотека – мир мужчин и гостиная – эмоциональная сфера женщин. А в детской есть няня – воплощенная любовь и женственность.

А за порогом – сосновый бор. Пространство чужое, даже дьявольское. Опасное для героев.

В антидоме-тюрьме нельзя вспоминать о близких, о тепле и уюте родного очага: сломаешься. Поэтому Никита старался в лагере отгонять от себя тепло Серебряного Бора, лики родителей, сестры, жены, няни. Он признается, что «человеческое в нем засыхает».

Вероника возвращается из лагеря «порченной», но тепло родного дома стало для нее пузырем мира и добра, заглушило, но не стерло гадкие воспоминания. Вероника плачет о муже и былой любви: «Сволочи, грязные красные, что вы с нами сделали?»

Кирилл и в тюрьме, и на каторге не хочет, чтобы «его считали живым в том мире, где отец стоит с добрыми огнями в глазах посреди своего, похожего на него самого дома и сам похожий на этот».

-6

И все-таки у книги оптимистичный финал: дело деда и прадеда продолжает Никита Градов – внук профессора, сын Никиты и его фронтовой жены Елены, усыновленный дедом и бабушкой и воспитанный в традициях Градовых, с пониманием чести, достоинства, долга и высокого предназначения профессии врача.

Все тучи и штормы пронеслись над домом Градовым, надежным и вечным, а люди выжили и сохранили человечность, любовь и веру в будущее. Недаром профессор Градов говорил: «Я только лишь русский врач, как мой отец, дед и прадед».

-7

В чем подлинный градовизм – патриотизм героев? В умении трудиться на совесть, выполнять свое дело с душой и честью.

Даже не Градовы по крови не могут в этом мирке работать спустя рукава. Агафия Карповна «Вела дом и разводила огород. Сеяла морковь и свеклу и непременно фасоль с яркими огненными цветами». И все это делала с такой же душевной щедростью, как Мэри Вахтанговна обрезала розы и играла Шопена, Нина писала стихи, а Никита защищал родину.

Внук Борис поражен, как среди всех ветров истории деде и бабушка сохранили серебряноборскую крепость. И там всегда вместе с людьми жили дедушкины книги, бабушкина музыка и Агашины пироги.

Личность, воспитанная в доме Градовых обречена стать великой и талантливой, преданной делу и любви.

А вам ближе роман Аксенова или сериал? Судьба каких героев романа вас трогает? Почему?

Жду ваших комментариев на канале "Фильмокнижие"