Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Могут ли морские мины погубить своих кораблей больше, чем противника?

А почему нет - это зависит от того, насколько дружат с головой те, кто их устанавливает. Ведь сама мина - механизм безмозглый, она отличить свой корабль от вражеского не может.

В этой связи хотелось бы вспомнить знаменитую в своё время "Севастопольскую побудку" 29 октября 1914 года, когда "Гебен" обстрелял город, некоторое время находясь на русском минном поле и хоть бы хны ему. А задумка была неплохая. Ведь это у вражеских берегов можно насыпать мин, не думая о своём судоходстве, нам там во время войны не ходить. Другое дело - защищать свои берега при том, что вдоль них проходят маршруты собственных судов.

Поэтому у Севастополя были установлены управляемые дистанционно минные поля. Отключил - и иди спокойно, при этом не надо мудрить с секретными фарватерами, проходами в полях, лоцманами и т.п. Несмотря на кажущиеся нам из сегодняшнего дня мохнатыми те времена, система была вполне изощрённой. Было выставлено 330 мин, а кабеля знаете сколько понадобилось - около 365 километров!

На берегу находились 4 минные станции: 2 на Северной стороне, на мысе Феолент и в Карантинной бухте. В неактивном положении мины амперметр на береговой станции постоянно показывал определённое значение тока, сигнализируя об исправности электроцепи. В момент касания корпуса корабля мины на посту управления загоралась контрольная лампа и включался самописец, фиксировавший время контакта. Оператор поворотом выключателя производил взрыв мины. Но можно было также переводить мины в постоянную готовность к самостоятельному взрыву в случае контакта с корпусом судна.

Все мины были объединены в отдельные группы, чтобы не подрывать минное поле целиком. Кажется - всё предусмотрено, остальное зависит от людей. А вот тут-то и таится слабое место. Прозевал ли оператор, не отдал ли приказание на перевод мин в боевое положение начальник - результат один, противник нагло делает своё дело и безнаказанно удаляется.

Вот что показало позднйшее расследование. Минное заграждение было выключено, поскольку ожидался проход минного заградителя "Прут". В 6 часов 23 минуты комфлота отдал приказ о включении, поскольку поступили данные о приближении крейсера "Гебен". Сколько надо времени для его исполнения при наличии телефонной связи? Жизнь показала, что порядка 20 минут (!) В записях минных станций мы имеем определенные указания, что за время с 6 ч. 35 м. до 6 ч. 40 м. Гебен маневрировал на крепостном заграждении, так как станции определенно отметили в этот период ряд замыканий на двух магистралях, (!)что совпадает с наблюденным путем следования Гебена.

По тем же записям устанавливается, что только в 6 ч. 42 м. была введена боевая батарея минных станций № 2 и № 3 и только в 6 ч. 45 м. — боевая батарея минных станций № 1 и № 4. К этому времени Гебен уже сошёл с минного поля. Значительно позже, в 1923 г., при разборке материалов черноморского архива войны, среди разрозненных документов была обнаружена карта с маневрированием Гебена. Карта эта, подписанная начальником минной роты и офицером-наблюдателем, говорит, что Гебен пересек группу мин № 12, прошел вплотную к группе 14 и, кроме того, был еще в трех опасных положениях.

А вот так командущий флотом Эбергард позже докладывал о происшествии: Как только было донесено с постов, что в море открылся Гебен, немедленно было отдано приказание ввести боевые цепи. Приказание было передано лично начальником охраны рейдов на минную станцию. Выведя заграждение, начальник минной обороны вышел из помещения на пристань, где минеры готовились к работам. Поэтому принял приказание от начальника охраны рейдов унтер-офицер, который побежал доложить о том начальнику минной обороны ... дежурный офицер всегда находится на станции у коммутатора, но приказания ему отдаются только начальником минной обороны.

А начальник "вышел"... Вот так оно и бывает. И ещё одна тонкость. Эти минные заграждения выставлялись не флотом, а инженерными частями сухопутных войск, охранявшими морские крепости.

В советское время такими сложностями не заморачивались. В период с 23 июня по 21 июля 1941 года Черноморский флот проводит постановку оборонительных минных заграждений в районах Севастополя, Одессы, Керчи, Новороссийска, Поти, Батуми и др. Всего по данным «Боевой летописи Военно Морского Флота 1941-1942гг.» Черноморским флотом было выставлено в оборонительных минных заграждениях 7300 мин и 1378 минных защитников. Мины всегда находились в боевом состоянии, никакого управления не предусматривалось.

Против кого они выставлялись - вот интересный вопрос. Турция на тот момент, впрочем, как и в протяжении всей войны нейтральна. Опасность от румынского флота смехотворна, германского на Чёрном море нет. Да и то, что появилось позже, вкупе с итальянцами, ни в какое сравение с советским Черноморским флотом не шло.

Местоположение минных полей являлось строжайшей тайной, в которую не были посвящены капитаны, штурманы и лоцманы гражданских судов, в результате основной урон от своих минных полей и понесли эти суда.

- 30 июня 1941г гибнет в районе Севастополя на своем минном заграждении паровая шаланда «Днепр», которая шла из Севастополя в Николаев;
-19 июля 1941г. в районе Керчи, у мыса Панагия на нашем минном заграждении подорвался и затонул транспорт «Кола» (2654 брт);
-20 июля 1941г. в районе Керчи, у мыса Кыз-Аул подорвался на мине . транспорт «Десна» водоизмещением 6160т.;
-20 июля 1941 подорвался на мине и затонул морской охотник СКА-043, спасавших людей транспорта «Десна»;
-21 июля 1941г. в районе Николаева взорвалась и затонула на нашем минном заграждении парусномоторная шхуна „Ленин“;
- 23 июля 1941г. шхуна «Дзыпша», в Керченском проливе подорвалась на нашем минном заграждении и затонула;
- В ночь на 28 июля 1941 г. на своих минных заграждениях, поставленных у Крымского побережья, подорвался и затонул пароход "Ленин". Судно следовало в голове охраняемого конвоя из Севастополя в Новороссийск, имея на борту 1257 призывников, направляемых на формирование на Кавказ, и неучтенное количество эвакуируемых жителей. Подсчет людей не велся, контролировалась только осадка судна. Считается, что на борту могло быть до 3000 человек.

Не буду останавливаться на подробностях этой трагедии, желающие могут свободно найти их в интернете. Виновного конечно нашли. Это оказался лоцман лейтенант Свистун. Все его объяснения были отметены, возмездие должно было свершиться. Лейтенанта разжаловали и расстреляли.

Пароход найден уже в наше время. Вот снимок, сделанный на нём:

-2

Этим счёт не ограничивается. Вот дальнейшие потери только до лета 1942 года:

В сетябре на своём минном заграждении подорвался транспорт "Крым", тоже с 3000 человек на борту, к счастью его удалось спасти. Эсминец "Совершенный" попал на минное поле у мыса Херсонес. Не утонул, но вернуться в строй ему было не суждено. Потоплен немецкой авиацией в Севастополе.

27 октября 1941г.на переходе Керчь – Новороссийск погиб на своем минном заграждении катер-тральщик №536 «Серов»;
- 9 ноября 1941г. . транспорт «Десна» (2920 брт), следуя по рекомендованному фарватеру, подорвался на своей мине и затонул;
- 9 декабря 1941 танкер "Апшерон", шедший из Туапсе в Севастополь с 5000 тонн мазута, на фарватере №3 подорвался на мине и затонул.Официальная причина- ошибка военного лоцмана (осужден на 10 лет лагерей), фактически: навигационная ошибка при выставлении минного заграждения. После этого случая, из Севастополя вышли три тральщика для расчистки фарватера от мин. Затралено и расстреляно около двух десятков мин;
- 8 января 1942 г. на своей мине в районе Мысхако подорвался эсминец «Способный». Погибли 84 десантника и 20 человек команды. Эсминец был отбуксирован в Новороссийск. Ремонт эсминца затянулся почти на полтора года. В строй «Способный» вошел лишь в середине мая 1943г.;
- 05.03.42 эсминец "Смышленный" (командир капитан 3 ранга В.М. Шегула-Тихомиров), при возвращении в Новороссийск после конвоирования транспортов в Керчь из-за ошибки в счислении места в море эсминец попал на свое же минное заграждение у мыса Железный Рог и подорвался. Корабль стал на якорь и запросил о помощи. Несмотря на приняты мры по его спасению затонул. Когда корпус эсминца погрузился в воду, взорвались глубинные бомбы. От этих взрывов погибли почти все члены команды, покинувшей корабль. Были спасены лишь два человек;
- 13.05.42 следовавшие из Новороссийска в Севастополь крейсер "Красный Крым" и эскадренные миноносцы "Незаможник" и "Дзержинский", попали в сплошной туман. Эскадренный миноносец "Дзержинский", шедший головным, имея на борту большое количество взрывчатых веществ и маршевое пополнение, из-за навигационной ошибки сошел с фарватера, и вышел на свое минное заграждение.
В12.27прогремел мощный взрыв, переломивший корабль пополам.
Из 170 человек экипажа и 125 человек маршевого пополнения спасено 35 человек.

Эсминец "Дзержинский":

-3

Все данные по потерям взяты из статьи "Черноморский флот в начале войны. Героическая оборона и трагедия защитников Севастополя
1941-1942гг."

А что же противник? Известно, что румынские корабли и суда вообще восточнее Севастополя не заходили. Итальянские и немецкие торпедные катера заскакивали гораздо дальше, особенно, когда Крым и Тамань были в руках противника. Но для них мины, выставлявшиеся против кораблей с большой осадкой опасности не представляли. На кой их вообще ставили, учитывая общую обстановку на театре, вообще непонятно, в любом случае, неизвестно ни об одном плавсредсве противника, потерянном на наших оборонительных минных заграждениях.

В отличие от наших подводных лодок и кораблей, погибших на румынских минах.

---------------------------------------------------------------------------------------

Ещё о минном оружии. Вот в этой статье описано, как севастопольские балбесы решили разоружить немецкую донную мину:

Безмолвная смерть, таящаяся на дне рядом с Севастополем

Чем морские мины лучше снарядов

...................................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь