Найти тему
Цацки

Записки начинающего геммолога. Часть 10. Глава 2. Синтетические опалы, бирюза, лазурит. Имитации «лучших друзей девушек».

Оглавление

Уже упоминавшийся выше Пьер Жильсон создал еще три выдающихся синтетических драгоценных камня: опал, бирюзу и лазурит. Общеизвестно, что цветные искорки (опалесценция) в драгоценном опале вызваны равномерным формированием слоев на отростках (шипах) кристалла. Жильсон смог воспроизвести этот процесс в лабораторных условиях, и его синтетические черный и молочный опалы поразительным образом неотличимы от природных по своему внешнему виду. Для идентификации таких опалов потребуется тщательная проверка.

Синтетичпеский молочный опал. Фото АКамни.
Синтетичпеский молочный опал. Фото АКамни.

Бирюза Жильсона очень похожа на самую лучшую иранскую бирюзу. Она имеет прекрасный однородный цвет и текстуру и предлагается на рынке в виде ограненных камней или галтовки. Под микроскопом видно, что такая бирюза состоит из мельчайших гранул одинакового размера, и это отличает ее от настоящей природной бирюзы.

Синтетическая бирюза. Фото jevel.
Синтетическая бирюза. Фото jevel.

Синтетический александрит – это не корунд с похожим переходом цветов, а скорее настоящий синтетический хризоберилл с соответствующими примесями. Цвет камня меняется от зеленого к красному в зависимости от освещения, как у знаменитого природного Уральского александрита. Возможно вырастить под заказ крупные камни, но цена уже будет слишком высокой для искусственного камня – в ценовом диапазоне как для искусственного изумруда.

Синтетический александрит. Фото Monte Crystal Gems.
Синтетический александрит. Фото Monte Crystal Gems.

Искусственный рутил, по химическому составу – оксид титана, появился на рынке в 1948 году, и носил разные товарные названия. Природный рутил практически всегда непрозрачный, насыщенного красноватого цвета. Синтетический рутил разных цветов можно получить по методу Вернейля: коричневый, желтый, красный и даже синий. Но бесцветные камни таким методом получить невозможно, поэтому у них будет всегда желтоватый оттенок. В торговле драгоценными камнями редко можно встретить цветные разновидности. Рутил слишком мягкий камень для использования в ювелирной отрасли (твердость 6-6.5 по шкале Мооса). Но его блеск (дисперсия) в шесть раз превышает показатели бриллианта. Ограненный рутил сверкает и переливается мириадами оттенков радужного спектра. Игра цвета поражает воображение и захватывает дух, но имидж ограненного рутила подпорчен тем фактом, что он внешне очень похож на имитацию бриллианта. В нем слишком много «огненного блеска и искорок» для настоящего природного камня! Слишком хорош! Изредка в продаже можно встретить природный ограненный рутил под маркетинговым названием “Титания,”, но популярность этого камня сошла на нет, так как сейчас появилось много качественных имитаций бриллиантов (тот же кубический цирконий и муассанит).

Синтетический рутил. Фото Дикая правда.
Синтетический рутил. Фото Дикая правда.

Вот краткий перечень некоторых синтетических материалов, имеющих природные аналоги: шилит (вольфрамат кальция); апатит (фосфат кальция); вульфенит (молибдат свинца); прустит (сульфоарсенит серебра); ганит (алюминат цинка, разновидность шпинели); периклаз (оксид магния); флюорит (фтористый кальций); цинкит (оксид цинка); бромеллит (окись бериллия); полевой шпат (силикат алюминия); циркон (силикат циркония); фенакит (силикат бериллия); и сфалерит (сульфид цинка). Все эти минералы могут даже подвергаться огранке в коллекционных целях.

Комплект с кубическим цирконием. Фото Socketmira.
Комплект с кубическим цирконием. Фото Socketmira.

Характерные признаки синтетического (искусственного) камня

Все способы выращивания кристаллов в своем роде уникальны и требуют использования разного оборудования, химических веществ, емкостей и т.п. В природе кристаллы формируются при широком разнообразии физических и химических условий. Все методы выращивания кристаллов оставляют после себя специфические маркеры: цветовая граница (полихромность), включения, текстуру поверхности, и т.п. В любой конкретный момент формирования кристалла его поверхность определяется как условиями окружающей среды, так и динамикой роста. В породу кристалла попадает инородное тело, и каждый следующий новый слой становится новым поверхностным слоем. Так что пока кристалл растет, слои последовательно сменяют друг друга, и у всех этих слоев свой тип поверхности. История кристалла может быть «записана» во всех этих слоях, как на годичных кольцах у деревьев. Более того, кристаллы редко формируются в абсолютно чистой от примесей среде. Посторонние примеси могут проникнуть в кристалл и оказаться там, в буквальном смысле слова, в ловушке; это могут быть химические примеси, другие кристаллы или кусочки совсем посторонних веществ. Даже природа поверхностей, образующих кристалл в процессе его формирования несет отпечаток особенностей его роста. Многие эти особенности можно увидеть при правильном освещении под микроскопом. Вне сомнений, микроскоп – это мощный инструмент, чтобы отличить природный кристалл от искусственно синтезированного. Его значение трудно переоценить при идентификации драгоценных камней, созданных руками человека, так как у таких камней практически все характеристики идентичны природным аналогам. Такие стандартные методы, как идентификация по коэффициенту преломления, удельной плотности, спектру излучения, оптическим показателям и даже цвету, как правило, не работают при идентификации синтетического камня.

Кроме того, сегодня используется огромное число материалов и технологий выращивания и синтеза драгоценных кристаллов, поэтому геммолог должен обладать очень обширным опытом и знаниями, чтобы провести корректную идентификацию. Включения в кристалл могут быть такими мелкими, что для их обнаружения потребуется 50 x и более увеличение; а такие включения подчас и являются единственным доказательством искусственного происхождения драгоценного камня. Некоторые драгоценные камни, как, например цитрин и аметист, очень сложно отличить от синтетических аналогов, а в некоторых случаях это вообще не представляется возможным.

Украшение с цитрином. Фото ОКаратах.
Украшение с цитрином. Фото ОКаратах.

На рынках драгоценных камней высокая цена в подавляющем большинстве случаев диктуется редкостью и уникальностью камня. Но это совсем не относится к синтетическим камням. Участники рынка драгоценных камней проявляют постоянную озабоченность относительно невозможности определить искусственное происхождение камня ввиду влияния этого фактора на ценообразование. Ясное дело, что не поддающиеся идентификации искусственно созданные драгоценные камни, представляют серьезную проблему, если только не будут разработаны новейшие и главное надежные способы их обнаружения. Это извечная борьба между геммологами и специалистами по выращиванию искусственных камней. Все рынки во все времена движимы корыстными интересами. В последние десятилетия был сделан акцент на производство искусственных драгоценных камней премиального качества, так как денежные прибыли от такого метода гораздо выше, чем инвестиции в разработку и обнаружение «синтетики». Иными словами, можно заработать гораздо больше денег, наводнив рынок искусственно созданными драгоценными камнями, чем от продажи инструментов для их идентификации. У геммологов масса головной боли, проблем и вызовов в этой связи.

Как отличить «синтетику» от натурального камня

Ниже приведен краткий обзор типичных характеристик многих искусственных и синтетических камней, произведенных лабораторными методами. Важно помнить о том, что различия в свойствах носят общий характер, и, за очень редким исключением, вряд ли можно их использовать для надежной идентификации. Здесь я не останавливаюсь на методе выращивания из паровой фазы, так как для производства драгоценных камней он не имеет широкого применения.

Выращивание из расплава: существуют технологии, например, Бриджмана-Стокбаргера, после которых не остается практически никаких следов искусственного выращивания. Кристаллы, выращенные по технологии Чохральского и Вернейля, растут настолько быстро, что некоторые видимые следы остаются. Выращивание из расплава можно увидеть по скругленным поверхностям, тогда как у природных кристаллов поверхность плоская. Этот фактор имеет вид слабо выраженных (а иногда и не слабо) линий, видимых при правильном освещении. Это так называемый «эффект шелка». Изогнутые линии роста, о которых уже говорилось выше, это признак №1 того, что камень синтетический. На фото можно посмотреть по этой ссылке: https://zen.yandex.ru/media/id/6012dc6068b4d47f46e20532/zapiski-nachinaiuscego-gemmologa-chast-10-sinteticheskie-analogi-dragocennyh-kamnei-rubiny-sapfiry-izumrudy-6031396d084cc3452411075c

Однако «вытянутые» кристаллы могут и не иметь такой особенности. Также можно увидеть в искусственном кристалле мельчайшие металлические включения, которые попали в кристалл из контейнера, где его выращивали (например, платина) и попадающиеся круглые пузырьки. Круглые пузырьки или в форме головастиков – это признак №2 того, что камень синтетический, полученный методом выращивания из расплава.

Синтетический сапфир. Chatcham. USA. Фото JPortal
Синтетический сапфир. Chatcham. USA. Фото JPortal

Выращивание из раствора: А вот это настоящая серая зона, так как природные кристаллы также формируются в гидротермальных растворах. К этой категории относится самое большое количество не идентифицированных искусственных камней. Опыт, хороший микроскоп с большим увеличением и подозрительность характера вам в помощь! Многофазовые включения (газ/жидкость) обнаруживаются как в природных, так и в выращенных из раствора кристаллах, но трехфазовые включения (твердая/жидкая/газообразная) еще пока не научились массово воспроизводить в лабораторных условиях, что существенно облегчает идентификацию.

Рост из под флюса: Наиболее часто можно увидеть остатки флюсовых включений в синтетическом кристалле; они похожи на хлебные крошки или «кометы», на частички пыли, вуаль и т.п. Но в некоторых случаях нет ни единого признака для правильной идентификации. Так что, если возникла хоть тень сомнения в природном происхождении драгоценного камня, лучше воздержаться от покупки. Если вы покупаете дорогой природный камень, то лучше, чтобы были соответствующие подтверждения его "природности".

Синтетический рубин Рамаура. Остатки плавки флюса. Фото JPortal
Синтетический рубин Рамаура. Остатки плавки флюса. Фото JPortal

Имитации бриллиантов

Появление на рынке рутила открыло «сезон охоты» за камнями, которые при надлежащей огранке были бы похожи на бриллианты. С рутилом возникла проблема из-за невозможности избавиться от желтизны . Фото рутила есть по ссылке: https://zen.yandex.ru/media/id/6012dc6068b4d47f46e20532/zapiski-nachinaiuscego-gemmologa-chast-5-blesk-dragocennyh-kamnei--brillianty-i-ne-tolko-60225a4dff10a04637af41d4

Но эта проблема была успешно разрешена в 1995 году с появлением титаната стронция. Близкий родственник рутила, титанат стронция (маркетинговые названия фабулит, старлиан) имел в качестве преимущества чистый белый цвет, без всяких оттенков желтого. Но его твердость по шкале Мооса равна 6, что ограничивает его использование в кольцах. Еще один плюс стронция титаната – это его дисперсия (блеск), которая очень высокая (в четыре раза превышает показатель бриллианта), хотя и уступает рутилу, но при этом выглядит более естественно. Ограненные камни очень похожи на бриллианты, особенно если их еще покрывают тонкой масляной пленкой, чтобы искусственно снизить дисперсию. Титанат стронция – это не природный минерал. Но его твердость позволяет все же использовать его как имитацию бриллианта.

Кольцо с солитереом титаната стронция. Фото ebay.
Кольцо с солитереом титаната стронция. Фото ebay.

Еще одна «имитация» - это АИГ – аллюмо-иттриевый гранат. АИГ – это один из представителей семейства так называемых «гранатов», названный так потому, что его атомарная структура схожа со структурой природного граната. Но на этом сходство с природными гранатами заканчивается, поскольку и АИГ, и его собрат, ГГГ (гадолиний галлиевый гранат) um Garnet ), не встречаются в природе. Изначально АИГ выращивали для нужд производства лазерного оборудования, и это до сих пор остается основной сферой его применения. И еще случайно выяснилось, что, при надлежащей огранке, АИГ становится очень сильно похожим на бриллиант, хотя его дисперсия ниже, чем у бриллианта. И к тому же твердость АИГ по шкале Мооса равна 8, что обеспечивает прочность камня в украшениях и его стойкость к царапинам. За счет примесей у АИГ может быть яркая окраска, и после огранки камень похож также на изумруд, кунцит, сапфир и прочие цветные драгоценные камни, хотя для них АИГ слишком сильно блестит.

АИГ. Фото Азимут Фотоник.
АИГ. Фото Азимут Фотоник.

Новейшей и наиболее успешной имитацией бриллианта стал оксид кубического циркония, или “циркон” (или фианит). Этот материал такой же твердый, как и АИГ (8.5), но его дисперсия значительно выше. По сути дисперсия циркона совсем не намного выше, чем у бриллианта, и это придает ограненным камням почти естественную игру цвета. Эти драгоценные камни прекрасны, прочны и долговечны и их невозможно визуально отличить от бриллиантов неопытному глазу. Что еще нужно девушке для счастья? Мелкие цирконы в ювелирной закрепке иногда действительно сложно не перепутать с бриллиантами, что создает проблемы при торговле ювелирными изделиями. Цена циркона составляет примерно несколько десятков долларов за карат, при этом потребитель получает взамен камень, ничуть не уступающий бриллианту по красоте.

Имитации бриллианта. Фото Драгоценные камни.
Имитации бриллианта. Фото Драгоценные камни.

Другие материалы для имитации бриллианта, созданные в лабораторных условиях, ниобат лития, продается иногда под маркетинговым названием «Линобат», с твердостью по шкале Мооса равной 6, алюминат иттрия и ниобат тантала-калия, сокращенно НТК. Несколько экземпляров таких ограненных камней всплывали на рынке, но при встрече с ними у обычного ювелира возникли бы серьезные трудности с идентификацией. На фото линобата можно взглянуть по этой ссылке: https://zen.yandex.ru/media/id/6012dc6068b4d47f46e20532/zapiski-nachinaiuscego-gemmologa-chast-5-blesk-dragocennyh-kamnei--brillianty-i-ne-tolko-60225a4dff10a04637af41d4

Говоря об имитациях бриллиантов, нельзя обойти молчанием муассанит. Что же это за камень такой – муассанит? Имитация бриллианта или натуральный минерал, попавший к нам из космоса? Вокруг муассанитов ходит множество разных домыслов и легенд. Муассанит — редкий драгоценный камень. Количество этого красивого минерала с алмазным блеском ничтожно мало в природе. Его можно найти лишь в месторождениях корунда, кимберлитовой горной породе и некоторых метеоритах. И это главное, что нужно помнить, когда на этикетке украшения вы встречаете слово «муассанит», — это всегда будет не натуральный камень, а его искусственно выращенный брат — карборунд или карбид кремния. Наиболее простым методом отличия муассанита от природного бриллианта является метод, предложенный шотландским геммологом Аланом Ходжкинсоном.

Муассанит vs бриллиант. Фото JewelleryMag
Муассанит vs бриллиант. Фото JewelleryMag

Метод Алана Ходжкинсона

Геммолог из Шотландии использует для определения муассанита визуальный прием. Он заключается в том, чтобы держать камень близко к глазу и смотреть через него на источник света. «Узор» бликов у бриллианта и у муассанита будет различным, что несложно заметить даже непрофессионалу.

На сегодняшний день главным поставщиком муассанитов является американская компания Charles & Colvard. Отточенный за два десятка лет запатентованный производственный процесс позволяет создавать камни, демонстрирующие невероятный блеск и чистоту.

Кольца с муассанитом. Фото Heroine.
Кольца с муассанитом. Фото Heroine.

Дублеты и триплеты

Дублеты и триплеты – это собранная из нескольких разных камней композиция, так называемые композитные камни, состоящая из двух (дублет) или трех (триплет) слоев. Существуют многочисленные и разнообразные комбинации материалов для сборки, и все они представлены на рынке драгоценных камней. Как правило, такие композитные камни делают для улучшения цветопередачи или для усиления внешнего слоя. Для нижней части (подложки) природные камни используются редко, хотя дублеты бриллиантов с подложкой из сапфира или шпинели встречаются.

Дублет бриллианта. Фото Ювелирное дело.
Дублет бриллианта. Фото Ювелирное дело.

Наиболее часто встречающиеся дублеты – это верх из граната, а нижние грани (павильоны) из стекла. При этом слой граната настолько тонкий, что в цвете камня преобладающим является цвет стеклянной подложки. Стекло может быть разных цветов: синего, зеленого, розового, красного или сине-зеленого. Бесцветные дублеты изготавливают так же, как цветные дублеты: с высверленной и заполненной жидкостью короной, закрепленной на бесцветной подложке.

Дублеты и триплеты. Фото Ювелирное дело.
Дублеты и триплеты. Фото Ювелирное дело.

В последнее время фабричным способом стали изготавливать дублеты с короной из бесцветных искусственных сапфиров или шпинели с подложкой из титаната стронция. Это прекрасная имитация бриллианта, в составе которой более мягкая подложка из стронция титаната обеспечивает радужную дисперсию, а более твердая поверхность – защиту от преждевременного износа.

Спаянные изумруды производят скреплением элементов из бесцветного кварца или искусственной шпинели, с добавлением зеленого закрепителя для придания всей конструкции изумрудного цвета. Такие камни легко идентифицировать, если вынуть их из закрепки и посмотреть на них сбоку.

Современные дублеты изумруда. Фото Геммологический Центр МГУ.
Современные дублеты изумруда. Фото Геммологический Центр МГУ.

Другие разновидности дублетов состоят из верхнего слоя кварца и подложки из белого стекла, или из верхнего кварцевого слоя и подложки из цветного стекла.

Опаловые дублеты состоят из кусочков опала, вмонтированных в подложку из оникса, керамики или другого опала. Триплет опала также имеет дополнительный кварцевый верхний слой.

Дублет опала. Верхний слой опала совсем тонкий. Фото Ru.Gem.Agency
Дублет опала. Верхний слой опала совсем тонкий. Фото Ru.Gem.Agency

Искусные триплеты жадеита состоят из верхнего и нижнего слоев прозрачного жадеита, но при этом верхняя часть вычищена изнутри и вновь осторожно заполнена массой из того же материала, с использованием зеленого цемента в качестве закрепителя. В результате получается очень качественная имитация природной императорской яшмы, которая наиболее высоко ценится.

Имитация яшмы. Фото Vamkamen.ru
Имитация яшмы. Фото Vamkamen.ru

В качестве заключения:

Мир синтетических драгоценных и поделочных камней богат и разнообразен. Многие украшения из таких камней прекрасны, и с этим трудно поспорить.

Но издревле ценность камней прежде всего обуславливалась их природной энергетикой и качествами, которые они «передавали» своему владельцу. Считалось, что многие камни способны уберечь от сглаза и напастей, принести здоровье, удачу и богатство.

Природные камни. Фото Камелот.
Природные камни. Фото Камелот.

У синтетических драгоценных камней и имитаций все эти качества отсутствуют. Эзотерики и шаманы считают, что даже резка и огранка негативно влияют на природную энергию камня, не говоря уже об окрашивании и радиационном облучении.

Предпочтения, на мой взгляд, во многом определяются целью: для медийных персон и шоу-бизнеса важнее блеск и красота.

Фото Elle. Новинки ювелирных коллекций.
Фото Elle. Новинки ювелирных коллекций.

Для лиц, увлекающихся духовными практиками и астрологией и тонко чувствующих энергию камней, – на первом месте будет стоять природное происхождение камня, а не его внешние характеристики.

Амулет с агатом кракле и лунным камнем. Фото Ярмарка Мастеров.
Амулет с агатом кракле и лунным камнем. Фото Ярмарка Мастеров.
Амулет "Семь чакр". Фото JustTea.ru
Амулет "Семь чакр". Фото JustTea.ru

Выбор за вами.

И конечно же отдельную статью я обязательно посвящу Swarovski и коллекциям этого гениального семейства, которые создали свои кристаллы благодаря которым любая прелдставительница прекрасного пола получила возможность обзавестись прекрасными украшениями с почти бриллиантовым блеском и чистотой цвета.

Удивительные кристаллы Swarovski. Фото Милитта.
Удивительные кристаллы Swarovski. Фото Милитта.