Рекомендуя мне фильм «Холоп», подруга восторженно заверяла: «Посмотри, отдохнёшь!». Начав смотреть, я ничего особенного не находила в сюжете об испорченном отцовским попустительством красавчике, насквозь пропитанном цинизмом, распущенностью и ни во что не ставящем окружающих, включая собственного родителя-олигарха, бесконечно вытаскивающего сына из передряг…
Главный герой с первых минут вызывал только отвращение. К отцу его я тоже не питала сочувствия. Этот малодушный персонаж собственноручно взрастил юного монстра, с которым продолжал носиться, покрывая его откровенные преступления. Однако сюжет стремительно развивался, отражая и подчёркивая злободневные грани нашей современности, и в какой-то момент меня посетило озарение.
Дело даже не в том, что, попав в задуманные по сценарию условия для перевоспитания, парень стал мало-мальски изменяться в лучшую сторону. Моё внимание захватило, как группа наблюдавших за воспитательной инсценировкой людей во главе с гением-психологом и отцом «блудного сына» всей душой болела за духовное перерождение испытуемого. Отслеживая каждый его шаг, умышлено создавая условия для исправления и проявления им осознанности, человечности и благородства.
В тот момент мне пришло сравнение с тем, как сонмы ангелов, призванных помогать человеческим душам в земных путях, наблюдают за нами в надежде на наше пробуждение и преображение. По фильму современный «барчук» попадает в устроенный ему 19-й век и становится Гришкой-холопом, и также каждый из нас попал в своё «реалити-шоу» жизни. Только нас в него не богатый папа из отчаянья поместил, а Отец всего сущего по Своей безграничной милости.
И тогда получается, не о чем унывать, возмущаясь и жалуясь на несладкую «холопскую» жизнь – всё, что происходит с тобой не только справедливо, но и приближает тебя к спасению, к Богу, а значит к истинной радости и счастью.
От нас, как от избалованного Гришки, ждут проявления лучших человеческих качеств, достойного поведения, уважения и любви к ближнему. И не лучше ли вместо бессмысленного ропота попытаться понять, что путного ты можешь сделать в персонально созданных для тебя наилучших для твоей душевной пользы условиях? Жизнь требует от нас не успеха и достижений, и не крутого героизма, а возможно лишь простоты и человечности.
И ещё, заставили задуматься высказывания некоторых кинокритиков, возмущавшихся нереальностью изменений мерзавца, и несправедливостью, по которой он был одарен любовью заботливого отца и интересной порядочной девушки.
Одна из цензоров горячо недоумевала: «как может расцвести то, что было плесенью?», на что мне вспомнились вдохновляющие строки акафиста, утверждающего что с Богом нет непоправимого, ибо Он восстанавливает тех, у кого истлела совесть, возвращая«прежнюю красоту душам, безнадежно потерявшим её».
О том же говорит евангельский рассказ о блудном сыне, где ещё и вопреки всякой человеческой логике, отец осыпал благами недостойного отпрыска, в то время как положительный сын остался в стороне.
Но Спаситель в первую очередь несёт свою любовь не духовно здоровым людям, а больным грешникам. Кому из любви попускается натворить ужасного, чтобы затем, испытав вкус горечи и отчаяния, пробудиться к покаянию и возродиться к новой жизни. И ведь именно через отцовскую любовь блудный сын по-настоящему пожалел о соделанном, «был мертв и ожил, пропадал и нашелся».
Ольга Малышкина.
ДУХОВНОСТЬ ИЛИ … «духовка»? (часть вторая)