Эта история, не касается лично нас. Но прожив три года в Таиланде, мы были свидетелями краха многих надежд и потерь. Которые испытали на себе наши друзья и знакомые. Сразу скажу, что я не пытаюсь очернить это прекрасное королевство, я просто хочу поделиться в этом рассказе тем опытом, который мы лично наблюдали и были участниками всех событий.
Итак, начнем с исходных социально-экономических показателей Таиланда. По оценкам Всемирного банка, страна стоит на третьем месте по уровню развития в Юго-восточной Азии. Ее опережает только Сингапур и Малайзия. За время правления короля Рамы X Пхумипхона Адульядета, страна значительно расцвела, и королевство превратилось из захолустной провинции Третьего мира в развитую экономику и Юго-Восточного бассейна. Сельское хозяйство, стало второстепенным, а такие отрасли экономики, как машиностроение, электроника и туризм, стали основой ВВП страны. И правда, по количеству инвестиций в Таиланд, по темпам роста, это государство преуспевает и обходит множество конкурентов. Тем более, там низкая безработица и низкая инфляция, что мы смогли проверить на себе. Цены практически не растут. Да и темпы роста экономики более 3-х процентов в год, что даже опережает темпы роста в России.
Но, при всех этих благоприятных макроэкономических показателях, есть все же сложности.
В первую очередь это сам менталитет тайцев. При всех их доброжелательных улыбках и открытых душах, есть все же неведомое, нам европейцам понятие «Восток-дело тонкое», от этого никуда не деться, с этим нельзя бороться и нужно только принять как должное. Я очень люблю тайцев, за три года, живя на острове, мы ни разу не испытывали проблем с ними. Они мне напоминают «мигунов» из сказки А. Волкова «Волшебник изумрудного города», добродушные и простые, маленькие жители, волшебной страны.
Итак, с чего все началось. Как, только мы прилетели на Пхукет. Первым делом, я стал искать работу на местном рынке, я дизайнер, архитектор с многолетним опытом работы по благоустройству Москвы, я создавал концепции систем навигации на центральных улицах, и оформлял Красную площадь к параду Победы, убедительно считал, что на Пхукете, мой опыт и знания, точно пригодятся. Что стоит мне только выйти с предложением на губернатора, все сразу заработает и закрутиться. Ведь я могу многое предложить Пхукету, в улучшении качества туристической инфраструктуры. Да банальные лавочки с указателями поставить, уже будет хорошо. Но, для этого мне нужны были стартовые проекты и связи.
Я дал объявление на местный сайт. Так мол и так, архитектор, дизайнер, короче самый самый, будет рад помочь. Через три дня мне позвонил один русский, и попросил о встрече. Мы с Алисой приехали к нему, он жил на 15 ом этаже в элитном доме, с панорамным видом на море, две квартиры, дорого обставлены мебелью, потолок во второй квартире был отделан деревом с изысканной тайской резьбой, конечно же из тика, так как, другая древесина, просто не может выдержать тайский, морской климат.
Что, он хотел? Он хотел выложить ванную комнату керамогранитными плитами, и все. Он отказался смотреть мое портфолио. А просто заявил.
-Чувак, ты можешь мне просто посчитать, сколько плит такого-то размера мне нужно купить. И все.
Я, очень удивился, сутью такого заказа. Что может быть проще, если ты можешь обмерить площадь всех стен, и поделить их на площадь одной плиты, и получить количество. Вот и все.
Он мне задал вопрос. Могу ли я это сделать? Ну конечно-ответил я. Я взял рулетку, снял размеры и все посчитал. Вот столько-то столько то, нужно плит.
Оказалось, что этот бедный состоятельный джентльмен, не смог добиться этого результата, объездив весь остров, побывав на приеме у директоров дизайн бюро и прочих строительных компаний, так и не получил от них результат. Просто потому, что им было неохота. Ну вот он им принес, свои деньги, он хотел купить у них плитку, он хотел у них выписать рабочих на укладку. И все, что от них требовалось, это просто посчитать. И все. Но, тайский бизнес, так не делается. Видимо, он им не понравился, он не спросил сначала, про погоду, поели ли они, как себя чувствует матушка директора, подорожал ли рис на острове? Какой цвет он любит, и так далее. Поэтому, видимо и был отправлен восвоясье. А может по другой причине, одному Будде известно. Короче, денег мужик, так и не потратил. И керамогранит не купил.
Дальнейшая судьба этой ванной комнаты и керамогранита, мне не известна. Может до сих пор ищет, а может и продал все квартиры и уехал к себе в Норильск.
Ну, вот наконец-то в августе 2014 года. Я получил крупный заказ, который тянул на 2000 евро, плюс авторский надзор и прочие бонусы. Мне предложили построить ночной клуб. Стать его автором, конечно деньги были совсем небольшими, но для первой «зацепки» было самое-то. Ночной клуб на Бангла Роад, вот с чего я начну свою успешную карьеру. Думал я.
Мы встретились у Джангцейлона, торговый центр на Пхукете. Их было двое, один очень худощавый, с длинным носом, светлый и с выпученными глазами, лет тридцати. Второй, плотный, приятной внешности, краснолицый, с явно выраженным лицом «кемеровской рожи», как в последствии он себя называл. Это был Андрей, мужчина за сорок, холостой. Впоследствии, стал нашим другом. Первый же был, Илья, по прозвищу Сварщик. Почему сварщик? Да никто не знал. Жил он, тогда на острове более пяти лет и казался опытным экспатом и разбирался в деле ведения тайского бизнеса и правил тайской жизни.
Мы, обо всем договорились и начали работу.
Андрей, был одним из инвесторов, будущего клуба. Он жил в Эстонии, у него был свой ночной клуб и много связей в музыкальной среде. Один из них, это был Алексей Цветков, всем известный российский DJ . Культовая личность. Цветков, же пробил франшизу от радио «Рекорд», для использования названия будущего клуба, а также подписал всех резедентов, таких как МС Жан, Старобогатько и многих других звезд танцевальной сцены.
Для того, чтобы инвестировать деньги в новый тайский бизнес. Андрей продал все, продал клуб, продал свой дом и землю, и с вырученными миллионами приехал в Таиланд, где и встретил Илью Сварщика.
Сварщик, в то время, был резидентом клуба «Famous » , и устраивал вечеринки для русских. Но, как оказалось, его оттуда выперли, и он со своим тайским другом и охранником Кун Тоном, решили начать свой бизнес. И тут им повстречался Андрей, с деньгами и связями, но полностью не сведущий в том, во что он вляпывается.
На Кун Тона, оформили фирму. Так, как по тайским законам, контрольный пакет компании, должен принадлежать тайцам. Взяли деньги Андрея, заняли у новосибирских бандитов часть. И начали строительство. Мы нашли помещение, на втором этаже.
Внизу был какой-то бар с девками, и ужасная красно-черная плитка на стенах. Я ночами проектировал все помещения, делал визуализацию. По концепции, клуб «Record », должен был отличаться от местных заведений, это должно было быть место, для элитных туристов, готовых потратить не одну тысячу бат за вечер, это должна быть публика, преимущественно русская, с деньгами, кто любит радио «Record ». Соответственно и интерьеры, должны быть соответствующие. Много лепнины, колонны, бархатные диваны, мебель и прочее, должно украшать данное место. Проблемы начались сразу.
Тайская бригада строителей, которая была самая «прямая» из всех криворуких. Не могла читать чертежи, поэтому, мой авторский надзор, превратился в постоянное присутствие на объекте. И я просто указывал всем пальцем, что, нужно делать. Тайцы, не очень охотно подчинялись моим указаниям, тем более, что мой и их английский на тот момент, оставался на уровне «хау мач» и «вери из». Пришлось, несколько раз поесть вместе с ними риса, чтобы, к тебе начали прислушиваться. Это очень важно. Понятие «кин као», то есть, есть рис, это ключевой фактор успеха, в деле работы с тайцами. После этого, ты получаешь уважение. есть рис вместе, значит наладить взаимоотношения.
Был момент, когда один из рабочих, пришел на стройку со своей собачонкой, только потому, что ей было скучно. Сам этот рабочий, был огромным детиной, весь в татухах, как будь-то он только вышел из тюрьмы, за что, мы прозвали его «Мафия». Так, вот ему было поручено красить стены, и делал он это по лучше всякого Тома Сойера, он расходовал литры краски, но самое главное, его нельзя было прерывать и отвлекать на иную задачу, иначе он просто входил в ступор и просто уходил домой. Так, часто бывает в Таиланде. Можно, жениться, умереть, улететь и при этом никому ничего не сказать, а потом вернутся на работу, как ни в чем не бывало и потребовать зарплаты. И это правда.
Так же был нанят русский персонал, будущие официанты, бармены, ди-джей и повара. Им всем пришлось включиться в стройку, потому что только так, мы смогли бы завершить ремонт и открыться, хотя бы в декабре.
Мне приходилось самому заказывать материал, золотая карточка Андрея, постоянно тратилась во всех магазинах, по стройматериалам и мебели. Казалось ей не было конца, как в «Орле и Решке» , я проводил на объекте уже каждый день. И мой гонорар, совершенно не соответствовал всем задачам. Дело дошло, до того, что мне пришлось самому шпаклевать стены. Потому, что никто из тайцев не мог это сделать ровно. Короче меня клуб поглотил. Как и всех. Илья в свою очередь, устроил маленький диктаторский режим, подчинил себе всех, таким образом, что мне до сих пор не понятно, как ему удалось, так манипулировать людьми и стать главенствующим тираном.
Тайская бригада, периодически устраивала бунты. И Андрей всячески способствовал возвращению рабочих. Апофеозом всего-этого безумия была плитка , во время ремонта туалета. Я заказал кафельную плитку, и рассчитал все так, что на помещение, на стены 200 метров квадратных, я заказал почти 250 метров плитки. И вот бригада из бирманцев, которых «иногда даже можно бить», чтобы они работали. Начинает работу. На утро я прихожу с инспекцией и вижу, кровавый след на стене. И никто не работает. Очевидно, при снятии старой плитки, один из рабочих поранился, что привело к полному застою в работе. Оказывается, они снимали плитку руками, и кто-то просто поцарапался о острый край. Когда я показал им, инструмент, который поднял на полу и по-русски назвал его «ДОЛОТО» и молоток. В тот самый момент я был Христофором Колумбом, который впервые показал индейцам зеркало и расчестку.
При помощи волшебных инструментов, дарованных белолицым Богом, бирманские рабочие продолжили снимать старую плитку. Но вот положить новую, это была иная, сложная задача.
Плитка, быстро закончилась. Совсем. Те самые 250 квадратные метры, не уместились в 200-ох метровом помещении. Физика и математика, здесь не действует. Не хватило ровно на одну стену.
И что делать? Сварщик визжит, к тому моменту, он совсем потерял контроль, как оказалось позже, он был героиновым наркоманом, и практически потерял всякую психическую устойчивость и был в постоянном стрессе. Его психическое состояние, было равносильна сильнейшему стрессу, который испытывают пациенты психушек. И в этом всем напряжении, приходилось работать.
Плитку, я в итоге нашел. Проехав весь остров, и заказал еще 90 метров квадратных. Чтобы уже наверняка. Клуб открыли, в конце декабря.
Я еще сделал меню, кальянное и барное, написали пару картин, визиток и прочего рекламного материала. Но зима 2015 года, выдалась огромным спадом в экономике России и туристический сезон был полностью провален. Полупустая улица Бангла Роад, не набирала даже 50-ти процентов туристов, которые обычно толпами слоняются, в поисках дешёвой выпивки и девок. Клуб, несмотря на все усилия резидентов радио «Record », обанкротился за два месяца. И мой друг Андрей, вложивший три миллиона из девяти, потерял все.
Дальше были, адвокаты, суды, уговоры арендодателей. О том что мы заберем все движимое имущество, а это как минимум аппаратура, свет, звук, которая при продаже могла окупить половину стоимости клуба и тем самым этими деньгами можно было бы оплатить долг за аренду. Но тайская хозяйка помещения, просто закрыла его на замок, и все имущество перешло к ней. Мы же не юридически не физически, не могли на это повлиять. Адвокаты, встали на сторону Тайской хозяйки помещения, и все. Я единственный, кто получил свой гонорар. Остальные же включая Андрея и Кун Тона, остались ни с чем. На Кун Тона, как на директора повесили обязательства по зарплате, так как он нанимал тайский персонал. Он вынужден был уехать к матери в Чанг Май, и оплачивать долги. Илья Сварщик, был в розыске у русских бандитов, и потом просто исчез. По слухам, он ушел в монастырь в глубине Таиланда. Мы же получив, хороший опыт. Стали более осторожны в наших действиях, чтобы не повторить чужих ошибок. И тем самым, не стали рисковать в плане заработка на Пхукете, при полном отказе от собственной «подушки безопасности».
Вот такая была история. А вы напишите пожалуйста, каков был у вас опыт ведения бизнеса в Таиланде?