Найти тему
Nihon no yume ・Сны о Японии

Музыка России и Японии: культурные пересечения

Не все знают, что Россия косвенно приложила свою руку к популяризации музыки в западном стиле в Японии!

Европейская музыка и музыкальные стили начали проникать в Японию в то же время, что и всё западное искусство в основном — в эпоху Мэйдзи. Процесс шёл постепенно — появлялись учебные заведения, где преподавали западную музыку, ставились европейские оперы... Но только в 1920-м годам в стране начинает появляться первая популярная музыка, которую так и называли, 流行歌 (рю:ко:ка), буквально «популярные песни».
В основном то были, конечно, подражания американской эстраде того времени, но смешиваясь с традиционными японскими течениями, получалось и что-то самобытное. Со временем этот жанр разделился на энка и чистую попсу. А в 1960-е уже появился j-pop, продолживший успешно развиваться дальше.

-2

Но нас сейчас интересует не это. Вернёмся к 1920-м, даже немного раньше. Так мы узнаем, что одной из предпосылок к появлению нового музыкального направления стала песня 1914 года под названием «Песня Катюши» (яп. カチューシャの唄 катю:ся но ута), написанная композитором Накаяма Симпэй для спектакля Симамура Хогэцу по роману «Воскресение» Льва Николаевича Толстого (про спектакль можно поподробнее почитать тут). Впервые песню спела ее на сцене исполнительница главной роли в спектакле, Мацуи Сумако.

-3

Песня, которую после премьеры спектакля начали продавать на пластинках, стала настоящим хитом. Популярность песни повысила интерес к западной музыке в целом, ускорив её распространение по Японии. В 1940-м японская музыка в западном стиле становится уже куда популярнее традиционной японской.

-4

Такие вот необычные литературно-музыкальные параллели.
Ниже можно найти видео с самым старым исполнением песни из сохранившихся, афиши-обложки к спектаклю, фото исполнительницы и несколько современных каверов на песню в формате аудио.

-5