Найти тему
Блоговест

О казачьей справе и военной форме. В чем отличие.

Происходящие в современном казачестве процессы для меня, природного черкасса, выросшего на хуторах Тихого Дона и прожившего жизнь на Буйном Хопре, по определению не оставляют места для равнодушного созерцания.

Сам факт исторической реабилитации Русского казачества, возрождения из небытия истории и Славы его, естественно не может не вызывать у меня, частички того, служилого, Народа, искренних чувств удовлетворения и радости.

Но вот некоторые аспекты формирующегося сегодня нового уклада жизни нынешнего казачьего движения одновременно не могут не вызывать у меня и состояние тревоги. Уж очень легко интерпретируются сегодня народные традиции, перекраиваются исторические устои, подменяются понятия…

Одной из таких, осознанных или нет, подмен, является то обстоятельство, что в сегодняшней казачьей среде практически исчезло понятие «справа», как-то уж больно легко замененное словом «форма».

Но даже в совершенно упрощенном, если так можно сказать, бытовом понимании военная форма лишь часть справы и отличаются они тем, что во второй половине 19 века русскому солдату форму выдавала интендантская служба Императорской Армии, а казак обязан был ее справить сам. Помимо обмундирования как такового к моменту достижения юношей возраста призыва на строевую службу, то есть 21 года, он должен был семьей снаряжен конем, шашкой и пикой. Вооружение служилого винтовкой возлагалась на интендантскую службу Армии, но, как правило, новоиспеченный «срочник» уходил служить со своим пристрелянным и хорошо знакомым седельным карабином.

-2
Вот именно от слова «справить» и произошло слово «справа», со временем из обиходного, превратившись в отличительный признак иррегулярных казачьих частей от регулярных подразделений действующей Русской Армии.

Понятно, что сегодняшнему казаку для призыва в армию ни коня, ни пику справлять не треба, последнюю квартиру продавая – автоматов Калашникова на всех хватит.

Но если абстрагироваться от предложенного мной чуть выше примитивного сравнения этих понятий, надо отметить, что у «справы» есть еще и другой сакральный, а в некоторых случаях, и мистический смысл. Достаточно сказать, что до сего дня на улице можно с легкостью определить природного казака от представителя любого другого народа по набекрень надетому головному убору: по народным повериям чуб должен был выглядывать из под фуражки, чтобы в бою Христос казака за него с того Света вытянуть мог!

А сакральность «справы» заключается в том, что это была не просто военная форма, а национальный костюм, который являлся идентифицирующим, отличительным признаком воинского сословия от всех остальных сословных групп населения Российской Империи. И, как следствие, вытекающее из столетиями сложившихся правил ношения национальной одежды – культура и устои казачьей жизни. Нравственность, наконец, взрощенная на понимании с измальства определенного свыше предназначения служения Отечеству до той пули «которая в сердце белое вопьется»…

-3

На мой, субъективный, взгляд, не понимание некоторыми моими братушками с истинно природными черкасскими корнями столь важных нюансов народной жизни ставит жирный крест на самой идеи возрождения казачества, заменяя ее на клепанием на коленке новодела с историческим антуражем в угоду «революционной целесообразности момента».

Без трепетного и, главное, вдумчивого сбережения того, что еще чудом сохранилось и что способно прижиться в нынешней индустриальной кутерьме, возродить хотя бы подобие того казачества не получится. Его нет, и ни когда уже не будет. Это нужно воспринимать как данность. Но, если «форма» сменит «справу», «здрасте» - «здорово живешь», «родовые» придут на смену природным, гутор растворится в разговоре – исчезнет и казачий Народ. А без Народа возрождать Казачество все одно, что сазана голыми руками ловить – глупо и бесперспективно…

-4

Читайте, если затронуло - комментируйте, ставьте лайки, подписывайтесь на канал. Ваше мнение для нас ценно!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц