Найти тему
Толкачева Виктория

Как понять, что ребенок готов к школе? Диагностика дома

Оглавление
Ежегодно в мае я провожу детальное обследование сотни дошколят и оцениваю их готовность к школе. Примерно 15% детей всегда попадают в зону риска и, несмотря на совет родителям отложить поступление в 1 класс на год, уже в ноябре я встречаюсь с теми же детьми, которые испытывают трудности адаптации.

Не стоит торопиться отдавать ребенка в школу как можно раньше, развитие – процесс индивидуальный, позвольте ребенку пройти все уроки дошколенка, чтобы занять свое место в школе без трудностей.

А как понять, отдавать малыша в школу в этом году или повременить – читайте в моей статье.

К 5-6 годам ребенок уже абсолютно по-разному ведет себя с разными взрослыми, подстраивается, понимает, когда можно «схалявить». А родители – это всегда самые близкие и утешающие взрослые.

Чтобы более объективно подойти к проверке готовности к школе, воспользуйтесь помощью друзей, родственников, либо одного из значимых для ребенка взрослых: зачастую перед сторонними дядями и тетями дошколята более склонны демонстрировать свои настоящие навыки. Пусть сторонний взрослый пообщается с малышом, ваша задача - наблюдать и планировать дальнейшую подготовку к школе.

Критерии готовности к школе

1. Внутренняя позиция школьника

Это особенное новообразование ребенка, которое появляется только к 1 классу. Желание стать старше, носить гордое звание «первоклассник», заниматься какой-то деятельностью уже не только с родителями. В какой-то степени это самый важный критерий, даже уже читающий вундеркинд без этого не справится с новым темпом жизни.

Наилучшей считают готовность к учебной деятельности: желание учиться, узнавать новое. Неплохо, если ребенок интересуется хотя бы внешними атрибутами школы: форма, портфель, учебники.

Чтобы проверить, готов ли ребенок по этому критерию, проведите с ним беседу. Вот примерные вопросы и их оценки, которые позволят вам определить внутреннюю позицию школьника.

А – ориентация на содержание учебной деятельности – 2 балла

Б – ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни – 1 балл

В – ориентация на внешкольные виды деятельности и условия – 0 баллов

1. Хочешь ли ты идти в школу?

А – очень хочу

Б – так себе, не знаю

В – не хочу

2. Почему ты хочешь идти в школу?

А – интерес к учению, знаниям: хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т.д.

Б – интерес к внешним школьным атрибутам: новая форма, книги, портфель и т.д.

В – внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу, мама сказала

3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (тебя готовят)?

А – освоение некоторых навыков чтения, письма, счета: с мамой учили буквы, решали задачки и т.д.

Б – приобретение формы, школьных принадлежностей

В – занятия, не относящиеся к школе

4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится или не нравится больше всего? (предварительно у ребенка спрашивают, был ли он в школе)

А – уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка

Б – внеучебные занятия и прочие, не связанные с учением моменты: перемена, занятия во внеурочное время, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса

В - уроки художественно- физкультурного цикла, знакомые и близкие ребенку в дошкольном детстве и продолжающиеся в школе

5. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты занимался дома, как бы проводил свой день?

А – занятия учебного типа: писал бы буквы, читал и т.д.

Б – дошкольные занятия: рисование, конструирование

В – занятия, не имеющие отношения к школе: игры, гуляние, помощь по хозяйству, уход за животными

Интерпретация результатов:

- результат 10-9 баллов говорит о школьно-учебной ориентации ребенка и положительном отношении к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована);

- 8-5 баллов свидетельствуют о преимущественном интересе ребенка к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника);

- 4-0 баллов – ребенок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована).

-2

2. Умение регулировать свои действия

К 6-7 годам ребенок уже должен уметь высиживать 20-25 минут «урока». Это может быть настольная игра, прописи, чтение книги с мамой. Если вы посещаете дополнительные занятия – узнайте у учителя, насколько ваш ребенок усидчив, как часто отвлекается.

Конечно, ребенку еще сложно заниматься только одним видом деятельности, и в начальной школе все уроки построены на смене занятий, однако сидеть за партой и выполнять заданий по правилам – важное достижение, без которого в школе возникнут трудности.

В случае непонимания, ссор, конфликтов ребенок должен понимать, что делать и куда обратиться. Обсудите разные жизненные ситуации, от «потерял тетрадь» до «не знаю ответ у доски». Умение формулировать действия станет плюсом в копилку готовности, а трудности лишь укажут белые пятна, которые стоит заполнить до начала первого класса.

-3

3. Уверенность в себе и адекватная самооценка

Для дошколенка нормально считать себя лучше других: его семья самая хорошая, прическа самая модная, игрушки самые крутые. Как раз неуверенность в идеальности себя и своей жизни может быть звоночком, что пора работать над укреплением веры в себя.

В мире первоклассника появляются понятия конкуренции, сравнение результатов, возникает понимание, в чем он хуже или лучше. Если в дошкольном возрасте ребенок не научен проявлять инициативу, с любой задачей за него справляется всегда мама, а самое привычное – наблюдать за всем со стороны, в школе ребенок с высокой вероятностью закроется и перестанет вообще что-либо делать не из-под палки.

-4

4. Интеллектуальная готовность

Почти все родители и учителя выделяют этому критерию главную роль, хотя без развития предыдущих первоклассник представляет из себя лишь малыша, напичканного знаниями и схемами.

Однако даже в школе в первую очередь входное тестирование направлено на проверку когнитивных навыков.

В дальнейшем я посвящу отдельную статью оценке интеллектуальных навыков малыше, сейчас лишь перечислю наиболее частые инструменты по его оценке, которые используют и школьные психологи, и которые легко можно найти:

  • Тест Керна-Йерасека (опытный психолог способен заметить особенности выполнения заданий ребенком, но понять общую готовность, опираясь на критерии оценки, может и родитель)
  • Тесты типа «Лабиринт» (Увлекательно, просто, позволяет понять, усидчив ли малыш и как выполняет инструкции)
  • Тест «10 слов» на память
  • Лишняя картинка/слово (навык классификации и аргументирования)
  • Расположить картины по порядку и составить по ним рассказ (комплексная диагностика способностей к мышлению, ведению разговора, воображению, вниманию)
Не стоит переживать, если вашему ребенку рекомендовано пойти в школу на год позже. Наоборот, у вас появляется возможность пройти с ним вместе все те этапы, которые не прошли другие первоклассники в свое время. Недоведенные «задания» дошкольного возраста будут копиться, как снежный ком, чтобы затем к экзаменам в 9 и 11 классе ребенок ощутил свою неполноценность и нежелание развиваться.

Все случаи на моей практике, когда мы с родителем решали повременить с началом обучения и выстраивали совместную стратегию по подготовке малыша к школе, были успешны, а детки чувствовали себя намного комфортнее одноклассников.

Если у вас остались вопросы по отдельным пунктам проверки к школе – задавайте их в комментарии или личные сообщения.

А как вы проверяли готовность ребенка к школе? Во сколько лет отдали в 1 класс?

Ставьте лайк и подписывайтесь, меня это мотивирует рассказывать о своей практике больше)