Об этом пейзаже главный русский пейзажист Иван Шишкин сказал: «Это - не картина, а с нее картину можно писать» . Она поразительна тем, что фактически написана в одном цвете - зелёном. Художник играет с ним, находя десятки оттенков – от салатового до изумрудного, даже небо тут и то зеленоватое. В этой картине Архипу Куинджи удается воспроизвести знакомый каждому эффект: когда выходишь из сумрака леса на солнечную поляну, всё так и видится пятнами. Сегодня так любят изображать природу в анимационных фильмах.
Пока его товарищи-передвижники удивляют публику суровым реализмом, Куинджи дает ей глоток свежего воздуха на солнечной поляне. Написанная в конце 70-х годов 19-го века, картина на пару десятков лет опережает время. Ведь она похожа на живописное панно – так что, можно сказать, предвосхищает модерн. На смену стремлению передать объёмность природных форм приходит декоративность и уплощенность изображения.
Анна Флорковская, кандидат искусствоведения:
Это такой цвет, есть такое слово – суггестивный. Его применяют уже к искусству постимпрессионистов, Ван Гога, например, или Матисса. То есть, это такой смыслонаполненный цвет. Можно говорить, что последние работы Куинджи, они тоже, конечно, безусловно, обладают этим качеством суггестивности, суггестивного цвета. Это закаты, закаты в степи, закаты в море, и это зимний лес. Закат, например, в зимнем лесу, где такие кровавые пятна цвета лежат на белом снегу.
Архипа Куинджи не очень волнует достоверность изображения деревьев и их силуэтов. Окажись на такой поляне тот же Иван Шишкин, например, он непременно сосредоточился бы на том, как передать характер дерева, показать, к какой породе оно относится, как расположены ветви. А Куинджи интересуется совершенно другим – природным калейдоскопом цветных пятен.
Из книги:
Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX – начала XX века
https://www.labirint.ru/books/740206/
книга с автографом автора: