Встречаясь с коллегами, иногда слышу фразы о том, что из-за стрессов, быстроты изменений, многозадачности качество коммуникаций теряется, возникает много недопониманий и конфликтных ситуаций.
👉 Есть прекрасный, эффективный и легкий метод так называемого ненасильственного общения, который был открыт американским психологом Маршаллом Розенбергом еще в середине 20 века.
Суть метода состоит из 4х этапов выстраивания коммуникации:
1️. Описать факты
Здесь нужно описать ситуацию такой, какая она есть. Как видеоролик, записанный видеорегистратором. Без собственной интерпретации, эмоций, чувств, осуждения, ярлыков, диагнозов, мнений.
2️. Определить эмоции
Как известно, чувства представляют собой эмоциональный опыт и физические ощущения, связанные с удовлетворением или неудовлетворением наших потребностей. На этом этапе цель — понять, какие чувства мы испытываем. Именно чувства, а не слова, которые интерпретируют действия другого человека по отношению к нам.
3️. Выявить потребности
Потребности определяются нашими основными ценностями. Если мы понимаем потребности друг друга, то нам проще в диалоге прийти к решению, найти вариант разрешения проблемы или конфликта таким образом, чтобы удовлетворить потребности обеих сторон.
4️. Сформулировать просьбы/договоренности
Формулируйте то, в чем вы нуждаетесь, а не то, что вам не нужно. Избегайте неопределенных, абстрактных или неоднозначных выражений, формулируйте просьбы как конкретные действия, при этом убедитесь, что они не выглядят как требование, за невыполнением которого последует наказание или обвинение. Целью просьбы должно служить именно удовлетворение потребностей, а не стремление изменить людей, их поведение или привлечь их на свою сторону.
🤓 Пример
Сегодня ты опоздал на собрание на 25 минут. Десять сотрудников отдела сидели и ждали тебя. Мне было неудобно перед ребятами. Мне важно, чтобы утренние летучки нашего подразделения начинались вовремя. Пожалуйста, в следующий раз не опаздывай, а если будет какой-то форс-мажор, предупреди.
Этот метод снижает конфликтность, повышает эмпатию и добавляет конструктива в диалог. Не хочется нападать или защищаться, хочется просто хорошо и продуктивно общаться.
Попробуйте использовать не только на работе, но и дома.