Найти тему

Эротический разговор как жанр детской речи

1980-е, пионерский лагерь.

11-й или какой-то в этом роде отряд, члены которого - октябрята, только что окончившие 1-й класс средней школы. Мальчики. Один из них (возможно, Миша) рассказывает, как он увидел раздевающуюся вожатую соседнего отряда. Дама была не очень молода и довольно пышна, и сцену раздевания юный подглядывальщик описал так: "Она нагнулась, а ти...ки вываливаются-вываливаются..." (статью первый раз заблокировали, поэтому еще раз публикую, полускрывая невинное слово, и еще одно менее невинное далее).

Миша увидел в окно то, чего не ожидал. Поэтому покраснел.
Миша увидел в окно то, чего не ожидал. Поэтому покраснел.

Благодаря странной особенности моей памяти - помнить всякую чепуху спустя десятилетия - могу донести до читателя это прекрасное описание. Здесь великолепны и почти гоголевские ("мертводушеские") размеры пышной дамы, и передаваемое посредством этого описания впечатление рассказчика, и само наименование "ти...ки" - сугубо детское, потому что до "си...ек" в своем лексиконе еще надо было дорасти.

Жаль, что те рассказы нельзя уже нигде записать: в них отражалось много интересного - мальчишеский эротический лексикон, да и вообще значительная часть мальчишеской картины мира. Теперь же, как спел БГ, "на каждой странице - обнаженная Маха".

Этот частный случай хорошо иллюстрирует жанр срамного (эротического) разговора (эротической беседы), очень распространенный в мальчишеской среде. Его основной предмет до определенного возраста - опыт подглядывания.

Известный фольклорист, специалист по детской субкультуре А.Ф. Белоусов писал о давней в мужских коллективах традиции «срамных разговоров», которые мальчик старался поддерживать, чтобы не быть названным «девчонкой» (см. его предисловие к книге "Русский школьный фольклор", изданной в Москве в 1998 г.).

Нельзя не вспомнить, раз уже речь зашла о таком предмете, и некогда популярный уже среди мальчиков начальной школы эротический (непристойный) анекдот (см. словарь С.Б. Борисова "Русское детство", где этому жанру посвящена отдельная статья). Вспоминается в связи с этим нечто вроде «… Я его боксом-боксом, а он меня кефирчиком-кефирчиком» .

P.S. Подглядывание могло быть изуверски наказано: Варварское наказание в советском детском саду

См. также: Неожиданная эротика в кино советского детства

Алексей Сидоренко