Недавно ехали в такси компанией из 3-х человек, сел вперед и интуитивно потянулся пристегиваться. Простая процедура, но завершить её сразу не удалось – помешала заглушка в замке, таксист тактично её убрал и сказал, что обычно у него никто не пристегивается, вот он и вставляет заглушку, чтобы автомобиль “не ругался”.
С этой ситуации завязался разговор на тему того, сложно ли приходится таксисту общаться с пассажирами о необходимости пристегнуть ремень.
Таксометр в смартфоне в начале поездки объявляет о необходимости пристегнуться и в общем-то это всё, что может сделать таксист, пристегнуть пассажира насильно не в его компетенции.
Получается довольно интересный момент: пассажир — это клиент, он сам несет ответственность за свою жизнь, оплачивает не заботу о себе, а услугу по своему перемещению. Отказать клиенту в перевозке из-за не пристегнутого ремня может и законно с точки зрения ПДД, но законно ли с точки зрения его прав потребителя? Как сказал таксист - ответ на этот случай простой: "Не хочешь пристегиваться, иди на остановку!", но спорить со всеми времени нет.
Согласно пункту ПДД 2.1.2 водитель обязан быть пристегнутым и обязан не перевозить не пристегнутых пассажиров.
Наказание за нарушение данного пункта ПДД прописано в КоАП, статья 12.6, в которой говорится, что положен штраф в размере 1000 рублей за управление ТС без ремня водителем и за перевозку пассажиров, не пристегнутых ремнями.
Проще говоря – ответственность за безопасность лежит целиком на водителе автомобиля, что вполне логично. Никаких исключений для коммерческих перевозок нет.
- Однако не все так просто и таксист рассказал об интересном случае из его личной практики.
Как-то у инспекторов ГИБДД был план на штрафы за ремень безопасности, останавливали его весь день и первым делом заглядывали на задний ряд. Естественно все таксисты об этом знали и просили пассажиров пристегнуться. Нашелся у него мужик, который сказал, что всё оплатит, ремень принципиально не будет одевать.
Не прокатило, остановили. Инспектор выписал два постановления, одно водителю, а второе пассажиру. Водителю по статье 12.6 (1000 рублей за то, что повез не пристегнутого), а пассажиру по статье 12.29 ч.1 (500 рублей за нарушение ПДД).
12.29 ч.1 это 500 рублей для пешехода или пассажира за нарушение ПДД, относящегося к пассажиру или пешеходу. Действия инспектора вполне оправданные, дело в том, что согласно обязанностям пассажира, прописанным в ПДД (пункт 5) – пассажир обязан пристегнуться.