Найти тему

«Ещё по одной»: лучший фильм Томаса Винтерберга после «Охоты»

Кадр из фильма
Кадр из фильма

С художественной точки зрения Томас Винтерберг определённо снял свой лучший фильм после «Охоты» (2012). До этого были либо слишком пресные, нейтральные («Вдали от обезумевшей толпы»), либо слишком узко ориентированные и специфичные («Коммуна»), либо достаточно спорные по многим моментам («Курск») картины. Наверное, датскому постановщику нужно почаще сотрудничать с Мадсом Миккельсеном, и тогда результат придёт сам собой. Но не одним Миккельсеном может похвастаться новинка с адаптированным для российского зрителя названием «Ещё по одной»; здесь полностью отличный актёрский состав (квартет главных героев без лишних вопросов – в соответствующую номинацию), искусная операторская работа Стурла Брандта Грёвлена (того самого, что удивил мир несколько лет назад безмонтажной «Викторией»), правильно подобранный саундтрек и… нетривиальный сценарий.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Действительно, идея картины и её реализация вызывают двойственные впечатления. Оно и понятно – Винтерберг затронул очень скользкую, щепетильную, сложную тему культуры употребления алкоголя и алкоголизма, как социального явления, которая поднимается в кино гораздо реже, чем тема наркотиков (вероятно, по причине наименьшей медицинской и социальной опасности, и наоборот – наибольшего употребления алкоголя практически всеми народами мира и, как следствие этому – невозможности нацепить на него ярлык абсолютного зла). А учитывая, что работа датчанина была заявлена, как драма с элементами комедии… один неосторожный шаг в сторону, и можно запросто провалиться в зыбучие пески вредоносного китча, откуда выбраться гораздо сложнее, чем туда попасть.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Вот и приходится Винтербергу, словно канатоходцу с шестом, балансировать на грани, что в целом ему удаётся. В отличие от чистых провокаций («На игле» Дэнни Бойла подойдёт для примера), датчанин всё-таки определяет границы допустимого, даёт зрителю представление о потенциальных последствиях тех или иных действий, которые не обратимы даже в границах художественного кино, не говоря уже о реальной жизни. Однако, как почти любой творческий деятель, имеющий отношение к авторскому кино, арт-хаусу, фестивальному жанру, Томас оставляет, пожалуй, слишком много места для всевозможных интерпретаций, трактовок и суждений, не называет вещи своими именами, чётко не выражает свою позицию.

Вот школьники устраивают забег с ящиком пива: бегут, пьют, блюют. Вот четверо друзей-преподавателей (казалось бы, взрослые образованные люди), каждый по своей причине, начинают эксперимент с целью проверить, что будет, если употреблять почти каждый день по половине промилле? И что будет, если поднять дозу до максимально допустимого значения? Кто-то вовремя останавливается без последствий, кто-то лишается того, что имел, а кого-то вообще не досчитаются в итоге.

Понятно, что единого рецепта употребления спиртного нет. Для одних – дар, для других – проклятие. Алкоголь для разового поднятия смелости, работоспособности – почему бы и нет? Зелёный змий в больших количествах – не преодоление трудностей, а гарантированная деградация личности.

«Мне плевать, что ты напился с друзьями. У нас вся страна спивается» – говорит жена протрезвевшему наутро мужу.

Что ж, проблема эта не только для Дании или исключительно скандинавских стран. Уж кого-кого, а русского человека не удивить пьянками-гулянками, показанными в «Druk» (некоторые из них действительно смешные, что оправдывает комедийную составляющую); насмотрелись вдоволь в реальной жизни, да и сами хоть раз, наверное, попробовали, побывали в шкуре героев. Мало обычных людей для сравнения, пожалуйста – известные музыканты, писатели, государственные деятели... Кто бы Вы думали на первом месте ради забавного примера? Конечно же – Б.Н. Ельцин, из нарезок видео с которым можно вообще отдельную комедию снять...

Транслируя вышеуказанные тезисы того, что было, и того, к чему это может привести (или к чему – не может, тут уж как повезёт), Винтерберг забывает обобщить свой материал, осмыслить его, высказаться по проблематике, обозначить точку зрения, из-за чего множество вопросов повисают в воздухе. Финальная сцена вообще вызывает некоторое недоумение: что хотел сказать этим автор? Что люди не учатся на ошибках? Пили, пьют и будут пить? На наш взгляд, слишком банальный, несоответствующий вывод для такого перспективного сюжета.

Поэтому только

-4