С художественной точки зрения Томас Винтерберг определённо снял свой лучший фильм после «Охоты» (2012). До этого были либо слишком пресные, нейтральные («Вдали от обезумевшей толпы»), либо слишком узко ориентированные и специфичные («Коммуна»), либо достаточно спорные по многим моментам («Курск») картины. Наверное, датскому постановщику нужно почаще сотрудничать с Мадсом Миккельсеном, и тогда результат придёт сам собой. Но не одним Миккельсеном может похвастаться новинка с адаптированным для российского зрителя названием «Ещё по одной»; здесь полностью отличный актёрский состав (квартет главных героев без лишних вопросов – в соответствующую номинацию), искусная операторская работа Стурла Брандта Грёвлена (того самого, что удивил мир несколько лет назад безмонтажной «Викторией»), правильно подобранный саундтрек и… нетривиальный сценарий.
Действительно, идея картины и её реализация вызывают двойственные впечатления. Оно и понятно – Винтерберг затронул очень скользкую, щепетильную, сложную тему культуры употребления алкоголя и алкоголизма, как социального явления, которая поднимается в кино гораздо реже, чем тема наркотиков (вероятно, по причине наименьшей медицинской и социальной опасности, и наоборот – наибольшего употребления алкоголя практически всеми народами мира и, как следствие этому – невозможности нацепить на него ярлык абсолютного зла). А учитывая, что работа датчанина была заявлена, как драма с элементами комедии… один неосторожный шаг в сторону, и можно запросто провалиться в зыбучие пески вредоносного китча, откуда выбраться гораздо сложнее, чем туда попасть.
Вот и приходится Винтербергу, словно канатоходцу с шестом, балансировать на грани, что в целом ему удаётся. В отличие от чистых провокаций («На игле» Дэнни Бойла подойдёт для примера), датчанин всё-таки определяет границы допустимого, даёт зрителю представление о потенциальных последствиях тех или иных действий, которые не обратимы даже в границах художественного кино, не говоря уже о реальной жизни. Однако, как почти любой творческий деятель, имеющий отношение к авторскому кино, арт-хаусу, фестивальному жанру, Томас оставляет, пожалуй, слишком много места для всевозможных интерпретаций, трактовок и суждений, не называет вещи своими именами, чётко не выражает свою позицию.
Вот школьники устраивают забег с ящиком пива: бегут, пьют, блюют. Вот четверо друзей-преподавателей (казалось бы, взрослые образованные люди), каждый по своей причине, начинают эксперимент с целью проверить, что будет, если употреблять почти каждый день по половине промилле? И что будет, если поднять дозу до максимально допустимого значения? Кто-то вовремя останавливается без последствий, кто-то лишается того, что имел, а кого-то вообще не досчитаются в итоге.
Понятно, что единого рецепта употребления спиртного нет. Для одних – дар, для других – проклятие. Алкоголь для разового поднятия смелости, работоспособности – почему бы и нет? Зелёный змий в больших количествах – не преодоление трудностей, а гарантированная деградация личности.
«Мне плевать, что ты напился с друзьями. У нас вся страна спивается» – говорит жена протрезвевшему наутро мужу.
Что ж, проблема эта не только для Дании или исключительно скандинавских стран. Уж кого-кого, а русского человека не удивить пьянками-гулянками, показанными в «Druk» (некоторые из них действительно смешные, что оправдывает комедийную составляющую); насмотрелись вдоволь в реальной жизни, да и сами хоть раз, наверное, попробовали, побывали в шкуре героев. Мало обычных людей для сравнения, пожалуйста – известные музыканты, писатели, государственные деятели... Кто бы Вы думали на первом месте ради забавного примера? Конечно же – Б.Н. Ельцин, из нарезок видео с которым можно вообще отдельную комедию снять...
Транслируя вышеуказанные тезисы того, что было, и того, к чему это может привести (или к чему – не может, тут уж как повезёт), Винтерберг забывает обобщить свой материал, осмыслить его, высказаться по проблематике, обозначить точку зрения, из-за чего множество вопросов повисают в воздухе. Финальная сцена вообще вызывает некоторое недоумение: что хотел сказать этим автор? Что люди не учатся на ошибках? Пили, пьют и будут пить? На наш взгляд, слишком банальный, несоответствующий вывод для такого перспективного сюжета.
Поэтому только