В истории воздухоплавания, как и в истории авиации, есть свои трагические страницы. В мае 1937 года произошла катастрофа дирижабля «Гинденбург», построенного в Германии в 1936 году.
По резонансу, вызванному этим событием в обществе, его можно сравнить с гибелью «Титаника». Причины катастрофы до сих пор точно не установлены.
ВОЗДУШНЫЙ ГИГАНТ
В 30-х годах прошлого века дирижабли стремительно набирали популярность. Конечно, для трансатлантических маршрутов пассажиры все еще выбирали корабли, но они явно уступали в скорости передвижения воздушным судам. Что касается самолетов, в то время они не отличались ни надежностью, ни грузоподъемностью.
Однако были свои но и у дирижаблей. Дело в том, что в них использовался водород, который, как известно, огнеопасен. Достаточно было небольшой искры, чтобы воздушное судно в считаные секунды превратилось в пе
пел. Надо сказать, что «Гинденбург» по проекту должен был заполняться не водородом, а гелием, который хоть и был по тем временам очень дорогим, но безопасность того стоила. Но тут возникла проблема. Производили гелий в основном в Америке. Поскольку американцы использовали дирижабли в разведывательных целях, гелий был для них стратегическим сырьем, продавать которое они не хотели. Может быть, со временем они уступили бы, но в Германии к власти пришли нацисты, и об отмене эмбарго нужно было забыть.
Пришлось немцам менять конструкцию дирижабля под использование водорода.
На .борту работал ресторан, имелись комнаты для отдыха и кабинеты, где можно было поработать, библиотека, зал для танцев и многое другое.
Пять лет ушло на строительство этого 245-метрового воздушного гиганта.
Дирижабль развивал огромную по тем временам скорость — 135 км/ч. Судно такого типа было на редкость комфортабельным. К обустройству пассажирских кают и различных салонов был привлечен известный немецкий дизайнер Фриц Бройхаус. На борту работал ресторан, имелись комнаты для отдыха и кабинеты, где можно было поработать, библиотека, зал для танцев и многое другое. Здесь стоял даже рояль, правда сделанный из алюминия, так как классический был довольно тяжелым. Ванны по причине большого веса устанавливать не стали, ограничились душевыми кабинами. «Гинденбург» был для пассажиров даже комфортнее, чем современные воздушные лайнеры.
Для курящих предусмотрели отдельное помещение, за пределами которого нельзя было не только курить, но и иметь при себе спички. Все огнеопасные предметы требовалось сдать при посадке.
Первый полет дирижабль совершил в марте 1936 года. На него нанесли олимпийскую символику, так как вскоре в Германии должны были начаться Олимпийские игры. Тогда у него еще не было имени. А спустя несколько дней он получил свое название «Гиндербург» в честь умершего президента Пауля фон Гинденбурга и отправился в следующий рейс. На его борту находились немецкие журналисты, которым полагалось по возвращении написать об этом чуде техники.
ПОСЛЕДНИЙ ПОЛЕТ
В конце марта 1936 года дирижабль отправился в Бразилию с обычными пассажирами на борту. Впрочем, не совсем обычными, а довольно богатыми, ведь стоимость билета составляла 400 долларов (в нынешних ценах 7 тысяч долларов). Здесь были звезды кинематографа, известные политики, успешные бизнесмены и другие состоятельные люди. Нельзя сказать, что полет прошел благополучно. Кое-какие проблемы с двигателями были, но их удалось исправить. «Гинденбург» вернулся в Берлин героем радиорепортажей и газетных публикаций. 3 мая 1937 года на борт дирижабля поднялись 61 пассажир и 36 членов экипажа. Дирижабль отправился в свой 63-й полет из Германии в Америку, ставший для него последним. Главным в том полете был пилот Макс Прусс, на счету которого имелось 170 дальних рейсов.
Сам полет прошел без приключений, но перед посадкой дирижабля на авиабазе Лейкхерст возникла проблема в виде грозового фронта. Поэтому Пруссу пришлось отвести судно в сторону и переждать непогоду. Таким образом, посадка началась вечером 6 мая. После того как уже были спущены посадочные канаты, в хвосте судна начался пожар.
Поскольку на дирижабле использовался водород, огонь распространился в течение нескольких секунд.
А на земле стояли встречающие, журналисты и те, кто просто хотел посмотреть на немецкое чудо. Трагедия развернулась прямо у них на глазах. Так как это был первый трансатлантический рейс в сезоне, велись видеосъемка и радиорепортаж. Поэтому мир узнал о катастрофе почти сразу. В тот день трансляцию с авиабазы вел Герберт Моррисон. Первое, что смог выговорить потрясенный комментатор в эфире, были слова: «О человечество!», которые на Западе до сих пор ассоциируются с катастрофой «Гинденбурга».
Не прошло минуты, как все, что осталось от дирижабля, рухнуло на землю.
К счастью, спастись удалось двум третям людей, находившимся на судне. Число жертв трагедии составило 36 человек,из которых 22 члена экипажа. Кроме этого, горящий обломок упал на служащего авиабазы, и он скончался на месте.
В ЧЕМ ПРИЧИНА?
Долгое время трагическое событие не сходило со страниц газет во всем мире. Рождались разные версии, как вполне реальные, так и совершенно невероятные. Например, что дирижабль загорелся от выстрела местного фермера, которому мешал шум полетов. Эту версию выдвинул известный воздухоплаватель Хуго Эккенер. Он спал, когда ему позвонили и сообщили о трагедии.
А чего не скажешь спросонья? Позже он заявил, что это, конечно, вздор, а причиной пожара была какая-нибудь случайная искра. Были предположения об ударе молнии или взрыве двигателя, но обоснований для них не нашлось.
По факту гибели судна одновременно началось два расследования: немецкое и американское. Версию о саботаже отмели сразу, в качестве причины катастрофы рассматривалась только случайная искра. Перед посадкой лопнул стальной трос и повредил один из баллонов, началась утечка водорода. Когда сбросили якорные канаты, в условиях непогоды и из-за слабой электропроводности оболочки судна произошло короткое замыкание. Отсюда появилась искра, воспламенившая водород. Такова была официальная версия.
Однако выжившие члены экипажа с ней не согласились. Свой протест они аргументировали тем, что им неоднократно приходилось сажать дирижабль в условиях грозового фронта и проблем не было. Прусс, уцелевший в катастрофе, считал, что имел место саботаж. Поскольку своему экипажу он доверял, то подозрение пало на акробата Джозефа Спа, находившегося среди пассажиров.
Предполагаемому террористу удалось спастись, разбив окно, и свесившись из него на руках. Когда задняя часть судна оказалась достаточно близко к земле, он просто спрыгнул. Уже позже свидетели говорили о том, что Спа во время полета вел себя странно. Он был явно чем- то взволнован, бродил по дирижаблю и без конца рассказывал антифашистские анекдоты. Однако проведенная ФБР проверка акробата не подтвердила подозрений. Да и взрывного устройства не было найдено. Поэтому версия о теракте была объявлена несостоятельной.
К ней вернулись уже после войны.
Только подозреваемым на этот раз стал погибший член экипажа Эрик Шпель.
Во-первых, он был известен своими ан- тинацистскими взглядами, а женщина, с которой он жил, была коммунисткой. Во- вторых, он хорошо знал устройство дирижабля и без труда мог спрятать взрывчатку там, где ее не могли найти пассажиры.
Скорее всего, он не хотел, чтобы погибли люди, просто собирался уничтожить эту гордость нацистской Германии со свастикой на боку. Взрывное устройство сработало не вовремя, когда на борту были люди, только потому, что произошла задержка с посадкой. А сам Шпель, по всей видимости, не умел поменять таймер на взрывчатке. Однако прямых доказательств его вины все же нет.