Найти тему

Гибель дирижабля Гинденбурга

В истории возду­хоплавания, как и в истории ави­ации, есть свои трагические страницы. В мае 1937 года про­изошла катаст­рофа дирижабля «Гинденбург», построенно­го в Германии в 1936 году.

По резонансу, вызванному этим событием в обществе, его можно сравнить с гибелью «Тита­ника». Причины катастрофы до сих пор точно не установлены.

ВОЗДУШНЫЙ ГИГАНТ

В 30-х годах прошлого века дири­жабли стремительно набирали попу­лярность. Конечно, для трансатланти­ческих маршрутов пассажиры все еще выбирали корабли, но они явно уступа­ли в скорости передвижения воздуш­ным судам. Что касается самолетов, в то время они не отличались ни надежностью, ни грузоподъемностью.

Однако были свои но и у дирижаб­лей. Дело в том, что в них использо­вался водород, который, как известно, огнеопасен. Достаточно было неболь­шой искры, чтобы воздушное судно в считаные секунды превратилось в пе­

пел. Надо сказать, что «Гинденбург» по проекту должен был заполняться не водородом, а гелием, который хоть и был по тем временам очень дорогим, но безопасность того стоила. Но тут возникла проблема. Производили ге­лий в основном в Америке. Поскольку американцы использовали дирижабли в разведывательных целях, гелий был для них стратегическим сырьем, про­давать которое они не хотели. Может быть, со временем они уступили бы, но в Германии к власти пришли нацисты, и об отмене эмбарго нужно было забыть.

Пришлось немцам менять конструк­цию дирижабля под использование водорода.

На .борту работал рес­торан, имелись комна­ты для отдыха и каби­неты, где можно было поработать, библио­тека, зал для танцев и многое другое.

Пять лет ушло на строительство это­го 245-метрового воздушного гиганта.

Дирижабль развивал огромную по тем временам скорость — 135 км/ч. Судно такого типа было на редкость комфор­табельным. К обустройству пассажир­ских кают и различных салонов был привлечен известный немецкий дизай­нер Фриц Бройхаус. На борту работал ресторан, имелись комнаты для отдыха и кабинеты, где можно было порабо­тать, библиотека, зал для танцев и мно­гое другое. Здесь стоял даже рояль, правда сделанный из алюминия, так как классический был довольно тяже­лым. Ванны по причине большого веса устанавливать не стали, ограничились душевыми кабинами. «Гинденбург» был для пассажиров даже комфортнее, чем современные воздушные лайнеры.

Для курящих предусмотрели отдельное помещение, за пределами которого нельзя было не только курить, но и иметь при себе спички. Все огне­опасные предметы требовалось сдать при посадке.

Первый полет дирижабль совер­шил в марте 1936 года. На него нанесли олимпийскую символику, так как вско­ре в Германии должны были начаться Олимпийские игры. Тогда у него еще не было имени. А спустя несколько дней он получил свое название «Гиндербург» в честь умершего президента Пауля фон Гинденбурга и отправился в следующий рейс. На его борту находились немец­кие журналисты, которым полагалось по возвращении написать об этом чуде техники.

ПОСЛЕДНИЙ ПОЛЕТ

В конце марта 1936 года дирижабль отправился в Бразилию с обычными пассажирами на борту. Впрочем, не совсем обычными, а довольно бога­тыми, ведь стоимость билета состав­ляла 400 долларов (в нынешних ценах 7 тысяч долларов). Здесь были звезды кинематографа, известные политики, успешные бизнесмены и другие состоя­тельные люди. Нельзя сказать, что полет прошел благополучно. Кое-какие про­блемы с двигателями были, но их уда­лось исправить. «Гинденбург» вернулся в Берлин героем радиорепортажей и газетных публикаций. 3 мая 1937 года на борт дирижаб­ля поднялись 61 пассажир и 36 членов экипажа. Дирижабль отправился в свой 63-й полет из Германии в Америку, став­ший для него последним. Главным в том полете был пилот Макс Прусс, на счету которого имелось 170 дальних рейсов.

Сам полет прошел без приключений, но перед посадкой дирижабля на авиа­базе Лейкхерст возникла проблема в виде грозового фронта. Поэтому Прус­су пришлось отвести судно в сторону и переждать непогоду. Таким образом, посадка началась вечером 6 мая. После того как уже были спущены посадочные канаты, в хвосте судна начался пожар.

Поскольку на дирижабле использовался водород, огонь распространился в тече­ние нескольких секунд.

А на земле стояли встречающие, журналисты и те, кто просто хотел по­смотреть на немецкое чудо. Трагедия развернулась прямо у них на глазах. Так как это был первый трансатлантичес­кий рейс в сезоне, велись видеосъемка и радиорепортаж. Поэтому мир узнал о катастрофе почти сразу. В тот день трансляцию с авиабазы вел Герберт Моррисон. Первое, что смог выговорить потрясенный комментатор в эфире, были слова: «О человечество!», которые на Западе до сих пор ассоциируются с катастрофой «Гинденбурга».

Не прошло минуты, как все, что оста­лось от дирижабля, рухнуло на землю.

К счастью, спастись удалось двум тре­тям людей, находившимся на судне. Чис­ло жертв трагедии составило 36 человек,из которых 22 члена экипажа. Кроме это­го, горящий обломок упал на служащего авиабазы, и он скончался на месте.

В ЧЕМ ПРИЧИНА?

Долгое время трагическое событие не сходило со страниц газет во всем мире. Рождались разные версии, как вполне реальные, так и совершенно не­вероятные. Например, что дирижабль загорелся от выстрела местного фер­мера, которому мешал шум полетов. Эту версию выдвинул известный воздухо­плаватель Хуго Эккенер. Он спал, когда ему позвонили и сообщили о трагедии.

А чего не скажешь спросонья? Позже он заявил, что это, конечно, вздор, а при­чиной пожара была какая-нибудь слу­чайная искра. Были предположения об ударе молнии или взрыве двигателя, но обоснований для них не нашлось.

По факту гибели судна одновремен­но началось два расследования: немец­кое и американское. Версию о саботаже отмели сразу, в качестве причины ка­тастрофы рассматривалась только слу­чайная искра. Перед посадкой лопнул стальной трос и повредил один из бал­лонов, началась утечка водорода. Когда сбросили якорные канаты, в условиях непогоды и из-за слабой электропро­водности оболочки судна произошло короткое замыкание. Отсюда появилась искра, воспламенившая водород. Тако­ва была официальная версия.

Однако выжившие члены экипажа с ней не согласились. Свой протест они ар­гументировали тем, что им неоднократ­но приходилось сажать дирижабль в условиях грозового фронта и проблем не было. Прусс, уцелевший в катастро­фе, считал, что имел место саботаж. По­скольку своему экипажу он доверял, то подозрение пало на акробата Джозефа Спа, находившегося среди пассажиров.

Предполагаемому террористу удалось спастись, разбив окно, и свесившись из него на руках. Когда задняя часть судна оказалась достаточно близко к земле, он просто спрыгнул. Уже позже свидетели говорили о том, что Спа во время поле­та вел себя странно. Он был явно чем- то взволнован, бродил по дирижаблю и без конца рассказывал антифашистские анекдоты. Однако проведенная ФБР проверка акробата не подтвердила по­дозрений. Да и взрывного устройства не было найдено. Поэтому версия о теракте была объявлена несостоятельной.

К ней вернулись уже после войны.

Только подозреваемым на этот раз стал погибший член экипажа Эрик Шпель.

Во-первых, он был известен своими ан- тинацистскими взглядами, а женщина, с которой он жил, была коммунисткой. Во- вторых, он хорошо знал устройство дири­жабля и без труда мог спрятать взрывчат­ку там, где ее не могли найти пассажиры.

Скорее всего, он не хотел, чтобы погибли люди, просто собирался уничтожить эту гордость нацистской Германии со свас­тикой на боку. Взрывное устройство сра­ботало не вовремя, когда на борту были люди, только потому, что произошла за­держка с посадкой. А сам Шпель, по всей видимости, не умел поменять таймер на взрывчатке. Однако прямых доказа­тельств его вины все же нет.

Выжившие члены эки­пажа не согласились с официальной верси­ей. Свой протест они аргументировали тем, что им неоднократно приходилось сажать дирижабль в услови­ях грозового фронта и проблем не было.
Выжившие члены эки­пажа не согласились с официальной верси­ей. Свой протест они аргументировали тем, что им неоднократно приходилось сажать дирижабль в услови­ях грозового фронта и проблем не было.

Дирижабли
0