К сожалению, так распорядилась история нашей страны, что продажи у нас долгое время были не в почете. Купцов старой закалки, чье слово было кремень и не нуждалось в письменных подтверждениях, извели сто лет назад, а новых не воспитали. Эпоха тотального дефицита и связанные с ней, мягко говоря, перекосы, привели к волне праведного гнева в адрес торгашей и спекулянтов всех мастей, и такой подход надежно зафиксировался в сознании наших граждан в великолепных фильмах типа «Берегись автомобиля» или «Вокзал для двоих». Да, обличительная сатира была нужна. Но явление уже ушло в прошлое, а фильмы за счет своей гениальности остались. А с ними фоном осталось негативное отношение к продавцам.
Потом еще «лихие 90-е» добавили, словом, профессия претерпела множество заслуженных и незаслуженных упреков, а поскольку ругать значительно проще, чем хвалить, то и негативное отношение сформировалось прочно и надолго. Да, клиенты сами периодически подливали масла в огонь: своим неадекватным поведением провоцировали вспышки гнева у продавцов, но ведь они были – и есть – теми же самыми людьми, варившимися в том же самом котле истории.
Разбить стереотип довольно легко, надо лишь этим заняться. Слухи, как круги на воде, распространяются довольно быстро, и о качественном обслуживании становится известно всем, кто интересуется данным вопросом. В любой отрасли работает так называемое «сарафанное радио», его поддерживают официальные рекомендательные письма, словом, клиенты подтверждают, что нормальное, равноправное взаимодействие между продавцом и покупателем вполне возможно.
В самом деле: клиенту нужен товар, у продавца он есть, при чем тут «впаривание» или задабривание скидками? Честность – самый большой дефицит в любую эпоху, поэтому чем более открытыми и уважительными будут отношения между продавцом и покупателем, тем быстрее уйдет убеждение, что продавец – это нечто второсортное и ассоциирующееся только с негативом.