Найти тему
Время психологии

Идеальная школьная программа по литературе – это её отсутствие. Почему литературу детям надо преподавать иначе?

Оглавление

#книжный блог #чтение #дети #обучение #классика #культура

У большинства школьников обязательное школьное чтение вызывает отторжение. Если вы не попали в это большинство, вам очень повезло. Я сама каким-то чудом не разлюбила чтение и просто старалась читать меньше того, что задают, и больше того, что мне интересно. Зато читала! Но есть миллионы школьников, которые всецело забивают на чтение, благодаря тому формату, в котором это преподносится. Например, мой муж был одним из таких школьников, читать книги начал уже лишь после выпуска из школы. А многие ведь так и не начинают... И не надо сразу винить во всём компьютеры, интернет и других «врагов современности». Это проще простого.

Давайте обсудим, что и как можно изменить. В этой статье
предлагаю свои варианты решения.

фото @reverieandink
фото @reverieandink

2 причины, по которым нынешняя система не работает

«Насильно мил не будешь»

Тут психология в чистом виде. Любой психолог скажет вам, что через запреты и насилие положительного эффекта не достичь. Это работает во всех сферах жизни.

А уж если человек прочитал что-то, что не особо хотел, а потом ему снова и снова что-то подобное «подсовывают», то с каждым разом возникает всё большее и большее отторжение. В результате в голове у ребёнка прочно оседает логическая связь: книги – это обязательно скучно и нудно.

Неспособность понять суть произведения

Да, кто-то мне тут писал, что уже в 11 лет понял всё сказанное в «Мастере и Маргарите». Не спорю, что есть такие дети. Все взрослеют по-разному, все проходят через разные ситуации в разное время, у всех у нас разная семья и разный уровень начитанности и в целом культурности родителей.

Многие (включая меня), возвращаясь во взрослом возрасте к какой-то классике из школы, наконец-то понимают её суть, снисходит озарение, потому что с какими-то ситуациями ты уже и сам сталкивался на своём пути, какие-то видел у знакомых.

В общем, исключения бывают, но в целом школьникам сложно до конца понять суть тех классических произведений, которые им задают. И от части поэтому им скучно. Эмоционально эти книги в них ничего не вызывают.

Что же делать?

Обычно дискуссии на эту тему скатываются к обсуждению, какие произведения добавить, а какие вычеркнуть. Но я убеждена, что корень зла кроется не в том, какой список обязательного чтения мы составим детям (в конце концов со временем и он устареет), а в том, что этот список вообще существует! Да, вы правильно поняли, я предлагаю полностью отказаться от списка обязательных книг в школьной программе.

Уроки литературы должны происходит в формате некоего книжного клуба с мудрым наставником (собственно, учителем). На таких уроках преподаватель должен рассказывать детям о той или иной эпохе в литературе, делиться фамилиями авторов, их биографиями, заслугами, а также рассказывать о самых ярких представителях каждой эпохи и жанра. В идеале, чтобы учитель рассказывал всё это в увлекательном формате, с сопровождением визуальных материалов (презентация с фото, аудио, видео вставками), чтением отрывков. Нужно делиться с ребятами своими любимыми произведениями и рассказывать, почему любимые именно они (то, что нынче делают книжные блогеры, кстати, и заинтересовывают чтением больше, чем школа).

Затем в качестве «домашки» школьнику нужно прочитать не какое-то определенное произведение из списка, а ту книгу, которую он сам выберет, которая подходит под тему/жанр/эпоху, которую сейчас изучают. Да, возможно, при такой методике он сначала упустит какие-то именитые произведения, но по крайней мере больше шансов, что т.к. он будет читать то, что зацепило, любовь к чтению будет расти, любознательность тоже, а потом со временем он, вероятно, дойдёт и дорастёт и до тех книг.

Отчитываться о прочитанном можно тоже в формате книжного клуба, просто рассказывать о книге кратко, о чём она, какие темы там поднимались, что зацепило лично тебя, рекомендуешь ли ты книгу другим своим одноклассникам и кому.

Я не вижу смысла задавать писать общие сочинения на избитые темы, которые давно уже половина класса просто списывает из интернета. Ведь смысл писания сочинений – научиться размышлять о прочитанном, анализировать и выражать свои мысли. А уж эти тесты на знание текста вообще нужно истребить полностью. Я вот часто вообще не помню как зовут персонажей или в какой главе они поругались, а в какой помирились. Кому это надо?

Мне очень близка позиция Нила Геймана в отношении того, что стоит читать детям, а что нет. Вот цитата из его книги «Вид с дешёвых мест»:

🔗 Оставлю ссылку на свой отзыв на эту книгу Геймана.

На этом перестану вас дальше мучить. Думаю, в целом моя позиция и идея ясны. Хочу напомнить, что до конца месяца по промокоду CHITAYLOVE можно купить любую книгу на Литрес со скидкой в 25%.

В комментариях очень жду вашего мнения по вопросу. Как вам моя идея? Хотели бы, чтобы у вас в школе литература преподавалась по такой методике? Думаете, было бы эффективнее?

📚 Понравилась статья – не пожалейте палец вверх для неё! И подписывайтесь на канал «Читай всегда, читай везде» – тут всё о книгах!