Эти правила не относятся к пяти моральным нормам буддизма или 8 заповедям йогов напрямую. Эти правила построения жизни в социальном плане передал арахатам сам Будда при создании сангхи. При рукоположении десять правил Оввадапатимокха диктует настоятель монастыря молодому монаху, а тот, повторяя их, принимает установленный Буддой образ жизни ..
- Терпение и прощение есть высший аскетизм
- Постигшие говорят, что Ниббана является наивысшей
- Не отшельник тот, кто вредит другому
- Досаждающий другому не аскет
- Не делание всякого зла - Панатипата
- Принятие благотворного - Анатипата
- Очищение своего ума - Сура мерайя маджа паматадтана
- Избегание оскорблений и причинения вреда - Мусавата
- Умеренность в еде, жизнь в уединении - камависука
- Приверженность возвышенному уму
Добавил те принципы, которые перекликаются с Пятью запретами, остальные должны интепретироваться самим монахом, его наставником, моральными принципами уединения и воздержания от любых крайностей и излишеств... У меня на запоминание этих постулатов, почему-то, ушло очень много времени. Наверное, потому что пали - язык древний и построением даже от современного тайского отличается существенно, неожиданные сочетания звуков.
В реальности все это выливается в медитациях, ежедневном обходе населения, воздержание от неправедных речей в отношении других монахов и буддистских доктрин. Быт тоже полностью подчинен этим правилам - не украшать себя даже буддистскими медальонами, не спать на высоком ложе, а на полу, не есть ничего после полудня... Ест монах только то, что ему пожертвуют на утреннем бинтабате. Хотя, конечно, тайцы монахам подают, как себе, но мясное и рыбное довольно редко. Чаще всего это рисовый суп, суп из овощей, яйца изредка и еще реже курицу. В овощах, фруктах, молочный продуктах недостатка нет, но без "разносолов". В Лаосе монахам подают почти один только рис. В северных и восточных провинциях так же. Мой друг монах рассказывал, что когда он был рукоположен в одном исанском монастыре, то долгое время ходил полуголодный. Рис и "к рису", а то что к рису очень и очень острое. Падек на основе мелкой рыбёшки с огромным количеством специй - обычная еда сельских жителей, то и монахам достаётся. И конечно, никакого алкоголя...
Женщины чаще мужчин посещают монастыри, но общение с монахами весьма сдержанное. Монаху нельзя даже прикасаться к женщине, даже брать у неё что-то из рук. Этим, кстати, объясняется и строгий дресскод для посещения храмов. Прикрытые колени и плечи не станут для монаха лишним искушением, а ведь среди них очень много молодых мужчин...
Монах, согласно правилам, не должен управлять автотранспортными средствами, да и передвигаться на них только в случае крайней необходимости. И уж никак не на утреннем сборе подношений. Обувь легкую носить можно, но утром только босым. татуировки полученные до пострига никак не влияют на уважение к личности, а вот во время монашества это может быть отнесено к украшательству. Да и реальный буддизм дистанцируется от шаманских культов, хотя и не отрицает существование различных духов и элементалей.
Курение не запрещено. Не запрещены и гаджеты, но настоятель и старщие монахи следят, чтоб этим не увлекались. Скука должна заполняться медитациями и изучением философии. А иначе смысл в отрыве от семьи и общества? Те, кто живут в монастырях ни один год, находят себе занятия по чтению и разговорам. По тайскому обычаю зависают в телефонах...Поэтому выезды на какие-нибудь мероприятия по освещению домов и компаний свадьбы и похороны воспринимаются, и как развлечение, и как возможность хоть как-то разнообразить обстановку... Тайцы настолько углубленны в религиозность буддизма, что им просто необходимы посредники в общении с Буддой. И необходимо, что б кто-то философские истины преподнес, иначе Учение станет простым религиозным суеверием.
Среди современных тайских монахов очень много людей действительно образованных, и очень уравновешанных. Буддизм накладывает свой заметный отпечаток. А среди тех, кто пришёл на три месяца, такое жизненное спокойствие дает направление к правильному поведени, хотя знания философии уже гораздо ниже. Но сам факт попытки самоорганизоваться для жителя Таиланда с его "сабай-сабай" ох как важны, и не могут не вызывать уважения... Минимум бытовых проблем и бытовых обязанностей, минимум удобств.
...а еще меня заинтересовала иерархия внутри монастырского сообщества. Старший всегда может указать младшему, что надо сделать, поработать. Почти как в СА (кто служил). До пострига - карантин, потом Рукоположение, как принятие Присяги. Прожил пансу, как сержнскую нашивку получл. Прожил до следущего поста, уже к старшинским обязанностям и правм допущен... Это я примерно