На берегу реки Воргол в российской Швейцарии неподалеку от Ельца и напротив Воргольских скал расположен готический комплекс - почти замок, в котором, как и положено по законам жанра, водятся привидения, во всяком случае так гласит народная молва.
Усадьба эта в 19 веке принадлежала купеческому семейству Талдыкиных, которые славились не только мукомольным бизнесом, магазинами колониальных товаров и тканей, но и открытостью дома и благими делами.
В народе их уважали и считали почти святыми.
Тем страшнее было произошедшее в хозяйском доме, по народным легендам, убийство.
Живший там купец с супругой были убиты собственным племянником пудовой гирей.
И поводом для убийства послужила благотворительность дяди, которую родственник-игрок не одобрял. А купец, в свою очередь, осуждал распутный образ жизни родственника и деньгами его не ссужал.
К Талдыкиным мог прийти любой нуждавшийся в помощи и получить кров над головой и деньги.
Друзья семьи якобы не раз предостерегали купца, что это опасно - пускать всех подряд в дом, но тот отвечал, что «за добросердечием ничего худого не последует».
По неофициальным данным, которые не совпадают с архивными, 11 июня 1868 года произошла трагедия. Слуги обнаружили супружескую чету с проломленными головами, рядом лежала записка со словами «Кто своих обделяет, тот не жилец». Из дома пропали все ценности.
Злодея нашли быстро.
История туманная и очень похожая на сказку, тем более что дальше и впрямь начались чудеса.
По легенде, хлопоты по организации похорон взял на себя городской попечительский совет.
"В день похорон проститься с Талдыкиными пришли почти все жители города. Отпевание супругов проходило в часовне на одном из кладбищ Ельца, где и произошло первое чудо, положившее начало череде удивительных явлений. Во время чтения заупокойных молитв все присутствующие вдруг почувствовали благоухание, исходившее от тел усопших, которое священник не преминули объяснить святостью убиенных.
Затем последовали и другие невероятные события. Оказалось, что могилы, выкопанные накануне, непостижимым образом стали… бездонными. Многие люди, не веря своим глазам, принялись бросать в ямы камни, тщётно надеясь услышать звук их падения на дно. Посоветовавшись между собой, граждане Ельца решили, что явленный провал — не что иное, как путь в преисподнюю, и опускать в него гробы прославленных меценатов нельзя ни в коем случае. А потому было решено похоронить Талдыкиных возле кладбищенской часовни.
Спустя же несколько дней после незабываемых похорон по городу прошёл слух, что на могилах погибшего купца и его жены происходят чудеса. Говорили, что молитва на месте погребения убиенных благотворителей исцеляет от тяжких недугов и помогает избавиться от жизненных неурядиц. Позднее этот феномен журналисты того времени в красках описывали во всех губернских газетах, назвав его «дивом купцов
Талдыкиных"."
Советская власть не могла потерпеть такого "безобразия", и в начала 1930-х останки Талдыкиных были перезахоронены - неизвестно где.
А вскоре по Ельцу поползли слухи, что на пустыре за кладбищем появился странный провал, из которого поднимается благоухание. Яму власти решили засыпать. Но это оказалось невозможно - все, что днем кидалось в провал, ночью из со странным шипением извергала бездна.
Спустя несколько дней зловещая яма была закрыта огромными железобетонными плитами. Но и они вскоре оказались сдвинуты в сторону.
В 1939 году феномен Талдыкинского провала (так было прозвано в Ельце это жуткое место) решил разгадать молодой журналист Владимир Мезенцев (будущий редактор журналов «Наука и религия» и «Знание — сила»).
По местным легендам, он при помощи сотоварищей обвязался крепкой верёвкой и спустился во тьму.
Якобы он рассказывал потом, что в подземелье на глубине пяти метров его окружила густая тьма, и разглядеть в ней что-либо было невозможно даже при помощи включенного фонаря. Затем журналист услышал громкий хлопок, и неведомая сила выбросила его наверх. По утверждению очевидцев, от него шел сильный запах горящих дров, а весь он некоторое время после возвращения "с того света" мерцал в темноте.
Однако у нас, к счастью, есть документальное свидетельство пера самого Мезенцева.
Владимир Андреевич (1913 - 1987) был известным журналистом и писателем, заслуженным работником культуры РСФСР, кандидатом философских наук, автором книг о явлениях природы и науке. Вот что он писал:
«Редкостный случай произошел в прошлом веке в городе Ельце. Хоронили купца Талдыкина. Когда гроб с умершим опустили в могилу, он в то же мгновение провалился куда-то вниз. Потрясенные люди увидели глубочайшую темную яму! Значит, купец был большим грешником, и земля не приняла его тело — таково было заключение всех верующих в городе…
А вот другой похожий случай. На Урале, близ города Кунгура, существовало ничем не примечательное озеро. И в один, как говорится, прекрасный день оно, подобно грешному купцу, тоже провалилось под землю. Остался на этом месте лишь большой темный провал. Дна его не было видно…
Известно, что вода, попадая под землю, растворяет там многие породы. Особенно легко растворяются известняки и каменная соль. В результате под землей могут образоваться большие пустоты — пещеры. Иногда их своды подходят совсем близко к земной поверхности.
А это грозит уже катастрофой.
Видимо, могилу для купца вырыли именно над такой подземной пустотой. Остался очень тонкий слой почвы, прикрывавший пещеру.
А когда тяжелый гроб опустили вниз, он обрушился. Теми же причинами объясняется и история под Кунгуром. Здесь произошел обычный провал. Под дном озера тоже была пещера».
Но в народе до сих пор жива легенда и про провал, и про загадочное убийство, которому нет документальных подтверждений.
При этом сохранились не только"волшебные" истории о семействе Талдыкиных, но документальные свидетельства.
Иван Афанасьевич, глава семейства, был богат и оборотист в хорошем смысле этого слова, занимался мукомольным "бизнесом" и держал в городе магазины колониальных товаров.
Причем дело было семейным - и после смерти отца мукомольным "королем" стал его сын.
Правда, народные легенды утверждают, что Иван Афанасьевич был бездетен.
Кто кому кем приходился - непонятно. Но по документам, в последней четверти ХIX веке земельный участок с мельницей принадлежал Екатерине Степановне Талдыкиной "с сонаследниками", но фактически всеми делами на мельнице управлял, а также подписывал документы "по доверенности" - Николай Иванович Талдыкин.
Николай Иванович Талдыкин (скорее всего сын Ивана Афанасьефича) был купцом 1-й гильдии и почётным гражданином с 1886 года, членом попечительского совета женской гимназии, попечителем училища при мужском приюте и членом правления вольного пожарного общества.
Его мукомольное производство было удостоено золотой медали на всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году с формулировкой «За очень хорошее качество пшеничной муки и пользование машинами русского производства».
Проживал Николай Иванович в городе Елец на улице Соборной (ныне ул. Октябрьская, 127), где сейчас располагается Администрация Ельца.
В 1867 году на реке Воргол у деревни Дерновка Талдыкины строят мельничный комплекс в псевдоготическом стиле или замковом, как его иногда называют. Или кирпичном.
Территория владений делилась на две части - усадебную и производственную.
Усадебный участок включал в себя дом хозяев с фруктовым садом и парком. До настоящего времени, к сожалению, дом не сохранился, однако известно, что он был построен на горе в 1891 году - деревянный, высотой 6 аршин, крытый железом, крыши остроконечные шести и восьмигранные, деревянные балконы и террасы. Под домом - подвальный этаж 4 аршина.
Само же производство располагалось под горой, на первой надпойменной террасе реки Воргол.
Это был крупнейший в то время в Елецком уезде мельничный комплекс:
собственно мельница в шесть этажей - возводилась в период с 1880 по 1887 годы;
двухэтажное жилое здание для служащих мельницы (часто принимаемое за хозяйский дом, поскольку дошло до наших дней) – 1894 год;
одноэтажное здание кочегарки из белого камня – 1890 год;
дом для машиниста мельничного комплекса – 1894 год.
"Мельницу, как пишут краеведы, - строили из кирпича, который готовили на месте. При кладке использовался раствор на основе яичного белка. Сохранились большие углубления в земле, в которых находились деревянные помещения для его формирования. Глину для кирпичей брали местную, здесь же осуществляли и обжиг. Фундамент выкладывали из известнякового камня, взятого из каменоломен в десяти километрах от Дерновки. При кладке использовался раствор на основе яичного белка. Мельница пятиэтажная, толщина стен мельницы – более 1 метра.
Агрегаты мельницы использовали энергию движущейся воды реки Воргол из сооруженной плотины, а впоследствии и энергию пара от сооруженной котельной. Примечательно и то, что мельница действовала без водяного колеса.
На первом этаже здания устанавливались несколько жерновых поставов для помола муки. На втором этаже – крупорушные вальцовые агрегаты. Далее процесс обработки перемещался на верхние этажи, где с помощью ременных передач запускались агрегаты сушки, решетения и просеивания. В одном многоэтажном здании проделывался весь цикл обработки зерна и получения из него муки и крупы до упаковки и прикрепления этикеток".
В 1919 году комплекс и усадьба были национализированы.
Во время Великой Отечественной войны мельница была сильно повреждена, причем именно по приказу советских властей, чтобы немцы не могли сделать там укрепленный форт.
По одной из версий, ее сожгли, по другой - все перекрытия целенаправленно разобрали и увезли, жернов же утопили выше по течению реки.
Уже в 1970-е трест "Елецтяжстрой" разработал проект организации в усадьбе Талдыкиных базы отдыха.
В самой мельнице предполагалось устроить спальный корпус. Но это так и осталось нереализованным.
А вот в остальном план претворили в жизнь: двухэтажный кирпичный жилой дом для служащих и двухэтажный амбар переоборудовали под номера для гостей, а здание кочегарки приспособили под водолечебницу.
Построили и новые объекты: котельную, насосную станцию, возвели плотину и устроили красивую набережную.
База отдыха просуществовала до 1990 года.
В настоящее время здания архитектурного ансамбля находятся в частной собственности, его строения не используются.
Судьба останков четы Талдыкиных неизвестна. Но говорят, что в здании мельницы видят привидения - купцы ждут, когда их усадьбу приобретет достойный хозяин и сможет восстановить, пока есть что сохранять.
Недавно комплекс включили в единый государственный реестр охраняемых объектов культурного наследия Липецкой области.
Поможет ли это восстановлению мельницы и всей усадьбы?
(с) Наталия Будур, Зелимхан Евлоев.
Фотографии - из свободного доступа в интернете.