Найти тему
Татарский Мир

История КамАЗа в кинолентах Казанской студии кинохроники

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

В августе 1969 года ЦК КПСС и Совет МИНИСТРОВ СССР приняли Постановление «О строительстве комплекса автомобильных заводов в Набережных Челнах Татарской АССР». С февраля 1970 г. были начаты строительно-монтажные работы. Прошло 6 лет, прежде чем с конвейера сошел Первый автомобиль КамАЗ, это произошло 16 февраля 1976 года.

Первые же дни строительства были запечатлены операторами Казанской студии кинохроники (КСК).

Церемония закладки первого камня в основание завода. Фото из открытых источников.
Церемония закладки первого камня в основание завода. Фото из открытых источников.

С открытием в 1970 г. в Набережных Челнах корпункта киностудии, съемки о строительстве КамАЗа стали регулярными.

Первый документальный широкоэкранный фильм под названием «Батыр строится» был снят КСК в 1971 г. Здесь в манере кинорепортажа рассказывается о процессе возведения завода и его строителях. Фильм призывал молодежь страны принять участие в грандиозной стройке. В следующем году на экраны вышла кинокартина «Высокая нота». Ее оператор Валентин Александрович Кузьмин в течение двух месяцев снимал жизнь бригады монтажников-высотников, как бы прослеживая хронику трудовых будней. На съемках Валентин Александрович не раз проявлял мужество и отвагу, совершая незаурядные поступки, практически выполняя трюки, которые обычно вместо артистов делают каскадеры. Однажды при съемке фильма о монтажниках-высотниках КамАЗа оператор В.А. Кузьмин снял рабочего, впервые выходившего на 40-метровую высоту. На кадре видно, как молодой человек в спецодежде – теплой, но сковывающей движение, отцепляется от опоры и уже без страховки на четвереньках ползет по балке к следующей опоре на высоте 40 м.

Главный редактор КСК Роберт Иванович Копосов вспоминал:

«Мы видим его со спины, он ползет, под ним – такие маленькие! – люди, трактор, еще какая-то техника... Но вот дополз, пристегнул страховочный пояс, улыбается. Капли пота бегут по лицу. Глядя на эти кадры не сразу задумываешься о том, что кинооператор следует прямо за своим героем, без всякой страховки, и при этом в руках у него кинокамера: тяжелая, стрекочущая, которая нарушает восприятие окружающей действительности, затупляет чувство самосохранения».

Фильм получился удачным и с первого предъявления был принят на Всесоюзный экран.

Митинг, посвященный сдаче миллионного квадратного метра производственных площадей (кинохроника 1975 г.). Фото из открытых источников.
Митинг, посвященный сдаче миллионного квадратного метра производственных площадей (кинохроника 1975 г.). Фото из открытых источников.

В 1973 г. был выпущен киноочерк в 2-х частях – «Дорога тепла» или «Люди. Город. Автомобиль» – по сценарию Б. Лавришко и Х.Ф. Фахрутдинова, снятый режиссером Х.Ф. Фахрутдиновым, операторами Е.Н. Афанасьевым и А.Г. Привиным. Он рассказывал о сооружении теплотрассы – решающего участка в 1973 г. на строительстве завода; о пионерах стройки, о рождающемся городе Набережные Челны и сверхмощных грузовых автомобилях, которые там должны были выпускаться. Авторы сумели снять впечатляющие эпизоды, провести интересные кинонаблюдения за напряженным трудом строителей, обстоятельно рассказывая о трудностях, стоявших перед ними.

Оператор Р.Р. Гараев 1970-е гг. Фото из архива автора.
Оператор Р.Р. Гараев 1970-е гг. Фото из архива автора.

И вот в 1976 г. вышел полнометражный фильм «Первый серийный КамАЗ» или «Есть первый КамАЗ», посвященный выпуску первого сошедшего с конвейера автомобиля (режиссер Х.Ф. Фахрутдинов, оператор Р. Гараев). Этот фильм подвел своеобразный итог всему предыдущему процессу кинонаблюдения за ходом одной из самых величайших строек того времени. Фильм получил весьма высокую оценку у строителей и заводчан. На кинофестивале «КамАЗ на экране» он завоевал второе призовое место.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Работа КСК по популяризации КамАЗ продолжалась до конца советской эпохи: регулярно шли съёмки кинохроники, выпускались документальные фильмы о строительстве завода, о пионерах стройки, о рождающемся городе Набережные Челны и сверхмощных грузовых автомобилях.

Алина Галимзянова