Найти тему
Инфочат

Откуда берутся трудные дети?

Сила и психологическая устойчивость ответственны за управление стрессом. И они не даны раз и навсегда. Поэтому родители сверхчувствительных детей должны подходить к этой проблеме заданно: что мне нужно сделать для ребенка, чтобы он лучше справлялся в жизни, – говорит Катажина Клосковска-куратор, тренер и владелец исследовательской и консалтинговой фирмы 4 Business & People, мама взрослой Зоси.

Архивная статья.

Современные дети испытывают стресс?

Да. Иногда слышатся отзывы: детям это нравится, потому что они живут без стресса. Я с этим не согласен. Потому что что такое стресс? Реакция организма на предъявляемые ему требования, причем большую роль здесь играет расхождение между требованиями и результатами. И требования, предъявляемые к детям, огромны. Поэтому, безусловно, стресс касается и детей, и маленьких, и больших.

Каковы его причины?

Давление на успех, соперничество, слишком большое отношение к результатам. Второй источник-чувство вины за то, что я не оправдал ожиданий. А часто исполнять не могу, потому что эти ожидания непомерны. Еще одна причина стресса-требовать от детей, чтобы они вели себя, думали как взрослые, что не дает им возможности стать детьми.

Школа тоже доставляет изрядную дозу стресса.

Это правда. Сегодня детям сложнее, потому что от них требуется не только обычная домашняя работа, но и большая приверженность, целостное мышление. И это хорошо. Загвоздка только в том, что дети не получают поддержки, что их не учат, как учиться, что их часто оставляют в покое.

Как помочь детям справиться со стрессом?

Моя компания 4 Business & People проводит исследования по умственной силе и устойчивости. Мы изучаем их влияние на различные сферы жизни, в том числе и на детей. Получается, что сила и психологическая устойчивость переводятся на успехи, на преуспевание в жизни. Если они большие, то мы справляемся со стрессом, и если мы справляемся со стрессом, нам удается достичь того, чего мы намеревались.

Что составляет нашу силу и умственную устойчивость?

Это способность достигать результатов и пиковой формы, несмотря на давление, трудности и препятствия. Вот почему это один из наиболее важных способов справиться со стрессом. На потенцию и психологическую устойчивость складывается несколько факторов. Во-первых, подход к вызовам. Люди с высокими результатами в этом плане любят перемены, видят в них возможность развиваться, переживать что-то классное. Те, кто избегает изменений, чувствуют себя хорошо в привычной, предсказуемой среде. И здесь родители могут сделать очень многое, потому что подход к вызовам - один из важнейших элементов, определяющих решение в жизни.

Как мы можем повлиять на детей, чтобы они решали проблемы?

Большое значение имеет формирование закономерностей правильного отношения к происходящему в мире. Потому что, как мы обычно соглашаемся на что-то? Мы либо принимаем позицию критиков, либо вступаем в роль жертвы и пассивно наблюдаем, либо становимся штурманами: есть, как есть, я подумаю, что в этой ситуации я могу сделать. Родители должны показать, что к задачам можно подходить конструктивно.

То есть засвидетельствовать это своим примером?

Да. Силу и психологическую устойчивость могут построить у детей родители, которые построили эти качества у себя. При этом стоит помнить, что негативное поведение может случиться с нами. Идея состоит в том, чтобы научиться проходить через них и справляться с ними. Ребенок плачет, критикует нас, потому что он в трудной ситуации? Он представляет довольно типичное отношение. Тогда нельзя делать то, что оно, то есть, например, кричать, только спокойно объяснять, что произошло, и вместе искать выход. Позиция штурмана, который мыслит конструктивно и действует, заставляет проблему успешно решить. И когда мы решаем проблему, стресс тоже исчезает. Детей напрягает то же, что и нас, только у нас выработаны, более или менее эффективные, способы преодоления подобных ситуаций. Дети, напротив, постоянно учатся этому, поэтому им очень нужна поддержка, объятие, высказывание: сейчас тебе больно, но давайте подумаем, что мы можем сделать. Такое создание инициативы чрезвычайно важно.

Вернемся к силе и умственной устойчивости.

Вторым фактором здесь является чувство влияния. Есть ли у меня влияние на мою собственную жизнь? На то, что меня окружает? Могу ли я контролировать эмоции? С контролем эмоций у детей может быть трудно из-за лабильной нервной системы, но можно и нужно научить их спокойным реакциям. Например, предложить: прежде чем что-то сказать, сделайте несколько глубоких вдохов, сосчитайте до десяти. Люди с низкой силой и умственной устойчивостью часто держат свои эмоции в страхе, но затем они взрываются и переносят гнев на других. С другой стороны, те, у кого высокая способность управлять эмоциями, наблюдать за тем, что с ними происходит. И если они хотят, они выбрасывают их на улицу, а если нет, они их останавливают. Дети часто не знают, что с ними происходит. Поэтому стоит научить их называть эмоции: похоже, ты злишься, злишься, ревнуешь и так далее. Таким образом, мы даем им возможность более сознательно взглянуть на свои реакции и поговорить о том, что они переживают. Также нужно показать, что есть факторы, на которые мы не влияем, поэтому нет смысла расстраиваться из-за них. Здесь же, где влияние у нас есть, нужно принять меры. Еще одним фактором умственной силы и устойчивости является упорство, приверженность достижению цели. Люди с высокими баллами в этой области не сдаются под влиянием препятствий, более того - эти препятствия мотивируют их. И вот опять огромная роль родителей-мотивировать детей на настойчивость. Больше всего работают похвалы, награды.

А нам, увы, на уста всегда давит критика.

Критика, предписания, запреты убивают чувство влияния, порождают научную беспомощность. Дети принимают приказ, и больше нет места для них, их инициативы, их творчества. Конечно, лучшая золотая середина-баланс между дисциплиной и свободой, установлением границ и предоставлением свободы, зоной нашего влияния и самостоятельным решением детей.

Исследования говорят о влиянии чувства ценности на то, как ребенок справляется в школе и в жизни?

Да. Чувство ценности-четвертый компонент умственной силы и устойчивости – они составляют уверенность в своих знаниях и навыках и уверенность в межличностных отношениях. Наши исследования показали, что оба этих типа чувства ценности очень полезны в жизни. Уверенные в себе люди берут на себя новые задачи, хотя у них часто нет соответствующих знаний и навыков, но они считают, что они получат их в процессе выполнения задачи. С другой стороны, бывает, что люди с высокими навыками и компетенциями отказываются от действий, потому что не верят, что им это удастся. Поэтому так важно, чтобы родители укрепляли в ребенке веру в то, что он может, что в той или иной области он велик. Ведь у каждого ребенка можно найти такую область, в которой он выделяется.

Родители следят за тем, чтобы ребенок учился, формировал навыки. Силой и умственной устойчивостью они вряд ли станут заниматься.

И это, увы, жестоко мстит. Успех определяется, конечно, знаниями, навыками, но также и силой и умственной устойчивостью. Мы иногда слышим о спортсменах, обладающих одинаковыми навыками, на тренировках добивающихся одинаковых результатов. Что заставляет одних побеждать на соревнованиях, а других проигрывать? Именно это определяют сила и психологическая устойчивость. То же самое происходит на работе, в школе. Я мечтаю, чтобы родители и учителя знали приемы, помогающие детям укреплять психическую силу и иммунитет. В Великобритании, с которой мы работаем, этому уже учатся учителя. Это важно, потому что наши исследования показывают, что дети с более высокой силой и умственной устойчивостью в школе лучше себя чувствуют, настроены жить оптимистично. Интересно, что до определенного момента сила и психическая устойчивость возрастают с возрастом так же у мальчиков, как и у девочек, но с 12 лет. года у мальчиков растут дальше, а у девочек начинают снижаться.

Почему?

Потому что сильные и устойчивые к психике мальчики воспринимаются как предприимчивые, хитрые, а девочки с такими качествами воспринимают себя как грубые, дерзкие, такие, которых надо сажать. Поэтому родители должны особенно у дочерей укреплять самооценку, а не ругать их за напористость, мужество, нонконформизм.

Таким образом, они также помогут дочерям справиться со стрессом?

Когда чувство ценности растет, стресс уменьшается. То же самое с чувством влияния и настойчивости. Если эти факторы растут, стресс уменьшается, все исследования подтверждают это.

У гиперчувствительных людей больше стресса?

Кто – то определил стресс в виде математического уравнения-это эмоциональная чувствительность, разделенная ресурсами плюс поддержка. Гиперчувствительные дети должны сильнее наращивать свои ресурсы, они также должны получать большую поддержку. Родители, которые замечают, что их дети гиперчувствительны, не должны расстраиваться, просто подходить к этому заданно: что мне нужно сделать для ребенка, чем их оборудовать, чтобы они лучше справлялись в жизни.

Ограничивать гиперчувствительность стрессовыми ситуациями?

Нет. Думать о том, чтобы защитить такого чувствительного человека, нехорошо. Каждый ребенок должен научиться справляться с трудностями, а не пропускать их. Чувствительного ребенка нужно только „накрыть подушками". Всегда нужно присмотреться к собственным утешениям, подумать, чем мы должны им помочь. Иногда работа требует чувство ценности, иногда настойчивость. Наши исследования показывают, что молодые люди очень часто обладают высокой уверенностью в себе, но их приверженность и настойчивость низки, что приводит к низким последствиям действий и, следовательно, порождает стресс. Также нужно помнить, что сила и психическая устойчивость даны не раз и навсегда-они могут развиваться, но и падать. В первом случае стресс уменьшается, во втором – увеличивается. Вот почему так важно укреплять психику ребенка.