Найти тему
Записки о самолетах

Региональные аэропорты России. Часть 16: Грозный

Всем зашедшим - привет! Давно я не рассказывал про региональные аэропорты нашей страны, и сегодня мы отправимся в Чечню, обсудим становление авиации в этой республике и поговорим о современном состоянии аэропорта в городе Грозном.

Первые самолеты в небе Чечни появились в 1925 году. Тогда сюда периодически прилетали экспедиции на самолетах По-2, которые боролись с азиатской саранчей. В качестве посадочных площадок использовались поля, но в 1930 году около города была расчищена площадка, пригодная для приема самолетов. А в июле 1932 года строительным отрядом «Грознефти» было построено первое здание аэровокзала, бензохранилище и ограждение. Пожалуй, этот момент можно считать началом истории Грозненского аэропорта. В феврале 1938 года на базе аэродрома было создано Грозненское авиапредприятие - одно из первых на Северном Кавказе. Основу флота составили самолеты По-2 и Р-5, на которых начались интенсивные полеты - для перевозки почты, помощи народному хозяйству. Использовались самолеты и в качестве скорой помощи для быстрой доставки больных из отдаленных районов.

В начале 60-х годов началось масштабное обновление воздушного флота. В авиаотряд пришли новые самолеты Як-12, использовавшиеся для перевозок почты. Регулярные рейсы в другие города СССР осуществлялись на Ан-24, хорошо приспособленных для посадки на грунтовою полосу аэродрома. Тогда же во флоте появились и первые вертолеты - Ка-15 и Ка-18. С 1968 года, благодаря высокому пассажиропотоку, рейсы в Москву начали обслуживать 110-местные самолеты Ан-10. В конце 60-х годов самолеты Ан-2, поступившие в авиаотряд, начали на постоянной основе осуществлять обработку сельскохозяйственных угодий. А в 1972 году начался переход на реактивную тягу - рейсы из Грозного начали обслуживать самолеты Як-40. Отдельного упоминания заслуживает сельскохозяйственная авиация Грозненского авиаотряда, за которой были закреплены Кабардино-Балкария, Северная Осетия и Дагестан. Но сезонно самолеты из Грозного можно было встретить в Краснодарском крае, в Калмыкии, Ростовской, Волгоградской, Астраханской областях, на Украине, Туркмении, Казахстане, Узбекистане.

Мою статью про Як-12 можно прочитать здесь: пуньк
А про Ан-10 можно прочитать по этой ссылке: клац

-3

Масштабная реконструкция аэропорта в Грозном началась в 1977 году. Обладая искусственной ВПП и плановой пропускной способностью 600 человек в час, новый аэровокзальный комплекс был одним из крупнейших на юге России. К моменту открытия нового аэропорта в авиаотряд поступили новые самолеты Ту-134, для выполнения полетов на которых было подготовлено более 30 экипажей. Пилоты Грозненского авиаотряда выполняли более 40 рейсов в неделю в различные города и республики СССР. В 80-х годах авиапарк Грозненского авиапредприятия насчитывал 7 самолетов ТУ-134А и 34 самолета АН-2. К 1985 году, к 40-летию со дня Победы, был введен в эксплуатацию нынешний аэровокзальный комплекс.

Вся инфраструктура и лётное поле аэропорта существенно пострадали во время боевых действий против чеченских вооруженных формирований, которые захватили аэропорт 8 сентября 1991 года и удерживали его до 30 сентября 1994 года. После окончания второй чеченской войны началось постепенное восстановление аэропорта. В течении 7 лет - с 1999 до 2006 года - взлетно-посадочная полоса была расширена и удлинена, а восстановленный аэровокзальный комплекс получил большую пропускную способность и возможность обслуживать самолеты Ту-154 и Ил-62. Первый технический рейс в Грозный состоялся в октябре 2006 года самолетом Ту-134А, а 8 марта 2007 года было возобновлено регулярное воздушное сообщение по маршруту «Москва-Грозный-Москва».

При этом в аэропорту не было собственной авиакомпании, а рейсы выполнялись авиакомпаниями Дон-Авиа и Дагестанские авиалинии. Однако, уже в июле 2007 года на базе аэропорта была создана авиакомпания «Грозный -Авиа». Однако, авиакомпания так и не смогла укрепиться на рынке перевозок - всего три регулярных направления, 8 самолетов, 5 из которых, правда, использовались в качестве "доноров" запчастей. Справедливости ради стоит отметить, что все Як-42 авиакомпании были оборудованы системами TCAS, EGPWS, RVSM и BRNAV, и имели допуск на внутрироссийские и международные перевозки. Маршрутная сеть авиакомпании включала в себя регулярные рейсы из Москвы в Грозный и Нальчик, а так же рейсы в Киев. В 2014 году авиакомпания подписала соглашение с Симферопольским аэропортом о создании хаба (Автор лично видел Як-42 этой авиакомпании в Симферополе весной 2015 года). Однако, в 2016 году авиакомпания закрылась из-за финансового кризиса и больших задолженностей перед предприятием Вайнах-Авиа, занимавшимся обслуживанием самолетов Грозный-Авиа.

Сейчас (!до пандемии!) аэропорт в Грозном обслуживает рейсы 6 авиакомпаний. Ютэир и Аэрофлот летают в Москву, Азимут - в Санкт-Петербург и Ростов-на-Дону. Есть и международные направления - авиакомпанией Pegasus Airlines обслуживаются рейсы в Стамбул, Avia Traffic Company - в Бишкек, и Air Arabia - в Шарджу. В будущем планируется на прилегающей территории аэропорта построить пятизвездочную гостиницу и создать современную парковку для автомобилей. Также в планы по развитию аэродрома входит удлинение ВПП на 1100 метров, что позволит аэропорту принимать самолёты практически всех типов.

-7

Спасибо за прочтение! А вы когда-нибудь бывали в Грозном? Расскажите в комментариях! А если статья понравилась, можно тыкнуть лайк) Вам - несложно, мне - приятно ツ