Найти тему
Vivan755 — авиация, ЖД, техника

Тушкины потроха. Часть 7 — драная фотоплёнка

Начало

Предыдущая часть

Оглавление цикла

Сегодня, в день моего 33-летия, ко мне присоединился юбилейный 500-й подписчик, за что всем читающим, оценивающим, комментирующим и подписавшимся спасибо! Выкладываю седьмую часть.

Это заканчивающая свою жизнь, подготовленная к порезке машина Б-2. В пустой кабине возвышается пара обессилевших навечно штурвалов, а здесь, в районе за бывшей центральной кухней, под обрешёткой набора пола мы видим спину центроплана крыла — верхние панели, закрывающие сверху 4-й и 1-й топливные баки. Так как они повторяют профиль верхней поверхности крыла, продолжающийся за пределами фюзеляжа — то наклонены назад, сбегают к хвосту. На балластном баке между ЦП и полом помещаются лишь небольшие распредкоробки, а на расходном баке может присесть заподлицо с полом человек.

-2

Так выглядит это место на машине, стоящей на ТО — сняты несколько креслоблоков, скатаны ковры, сняты панели пола. Красной стрелкой указаны уже хорошо знакомые по другим отсекам тяги штурвального (и педального) управления, зелёной — роликовые опоры тросов управления средними (тормозными) интерцепторами, а синей...

-3

...а синей обозначены обратные клапаны резервной перекачки. Если на самолёте пропадает питание 115/200 вольт, то топливо из крыльевых баков в расходный никак не перекачать — и помочь могут краны резервной перекачки, при их открытии (электромеханизм показан красной стрелкой) топливо будет переливаться самотёком. Обратные клапаны предотвращают обратный перелив, а электромеханизмы включаются с пульта бортинженера и довольствуются 27 вольтами (аккумуляторным питанием).

-4

Это центральный вестибюль, выполненный как единое целое с центральной кухней. Возле самой входной двери у пола виден лючок надувного трапа, справа — кислородный отсек, там хранятся кислородные баллоны и огнетушители, а посередине виден один из узлов системы электроснабжения — распредкоробка кухни.

-5

В верхней части, под крышкой, стоят контакторы и реле, например, там стоят контакторы освещения — тумблером подаётся питание 27 вольт на катушку контактора, а он уже подаёт три фазы 115 вольт на лампы дневного света. Большая часть коробки — автоматы защиты, автоматы с белыми ручками защищают цепи переменного тока, остальные автоматы защищают цепи 27 В, ещё затесался один предохранитель ПМ защиты аэронавигационных огней. Как можно понять по автоматам, РК кухни питается по расщеплённым линиям от хвостовых коробок («Панель генераторов правая» и «РК левая 27 В», хотя правильно она называется "задняя левая").

-6

Фазы А, В, С — жёлтый, зелёный, красный, всё как на подстанциях...

-7

Сразу за центральным вестибюлем в полу есть люк подхода к оборудованию на первом лонжероне ЦП — тут мы видим знакомые по пятой части трубу к глушителю шума СКВ, коробочку БДГ-26, а ещё бурую коробку 3-компонентного регистратора высоты, скорости и перегрузки К3-63 (для надмозгов — Кирилл три-шестьдесят три). К нему справа змеятся белая трубка статики и чёрная трубка динамики, перед самым самописцем переходящие в дюриты.

-8

К3-63 не рисует лучиками на фотоплёнке и не пишет грифелями на бумаге — он дерёт прозрачную фотоплёнку иглами, процарапывая три дорожки: показания барометрической высоты, приборной скорости и вертикальной перегрузки. Не считая электропривода, он полностью механический. На некоторых машинах по бюллетеню доработки снят, что по вкусу пилотам — электрический МСРП пишет перегрузку не непрерывно, а периодически, и не всегда можно точно засечь, с какой силой самолёт треснули «об полосу». К3-63 же выводит на чистую воду.

-9

Далее стоят три коробки — РК закрылков, интерцепторов и предкрылков, между второй и третьей ещё валяется НТПП-3 — наземный тестер проверки противообледенителей, подключенный к РК предкрылков. Я прозваниваю через отключенный от РК предкрылков разъём стоящие в крыльях термовыключатели защиты обогрева, вернее, всю цепь — выключатели, разъёмы, провода.

РК закрылков есть на машинах с подуборкой закрылков (когда при касании полосы закрылки автоматически уходят с 45° или 36° на 28°), в РК интерцепторов стоят реле управления средними и внутренними интерцепторами, а в РК предкрылков — реле и контакторы управления и электроприводом уборки/выпуска, и электрообогревом.

-10

НТПП соединяется с РК через отмеченный синей стрелкой разъём и позволяет на земле включить обогрев на короткий цикл (чтобы не сгорели элементы, вообще на земле, где нет обдувки скоростным напором, обогрев предкрылков блокируется) и проверить токи элементов. Зелёной стрелкой отмечена одна из коробок защиты двигателя КЗД-3, их две — по числу двигателей предкрылков. Красной обозначен программный механизм обогрева — он даёт последовательное включение секций обогрева, всего цикл длится 154 секунды.

Каждая КЗД защищает свой мотор от неполнофазного режима — если мотор начал потреблять все три фазы, то через 0,5 — 0,8 с КЗД включит муфту сцепления, то есть даст нагрузку на мотор, если же хоть в одной фазе тока нет — КЗД не даст мотору сгореть, он будет крутиться на двух фазах вхолостую, а выпуск обеспечит другой мотор. На фото я собираюсь включить последовательно с КЗД аппаратуру осциллографирования — с помощью неё записываются токи моторов и по ним делается вывод о работе всей трансмиссии, нет ли где заеданий.

-11

Дальше путь лежит во второй багажник, к заднему лонжерону центроплана, но это уже другая история...