Отказ циркуляционного насоса может обернуться дорогостоящим ремонтом всей системы охлаждения, а в некоторых случаях и мотора. Чтобы вовремя выявить проблемы с охлаждением и не допустить аварии двигателя, следует знать, какие признаки сигнализируют о неполадках в работе помпы.
Подтеки антифриза
Охлаждающая жидкость может подтекать из корпуса помпы, крыльчатки или из-под уплотнительной прокладки. Причем уплотнитель не всегда будет мокрым при проверке. Течь из-под него может появляться только при работающем насосе, во время переизбытка давления в системе. Признаком будет наличие рыжих разводов в местах утечки.
При поломке помпы антифриз можно обнаружить на нижней части корпуса двигателя и на земле. Это будет говорить о том, что охлаждающая жидкость перестала циркулировать в системе и остановилась. От переизбытка давления расширительный бачок лопнет, и кипящий антифриз зальет все подкапотное пространство.
Неприятный грохот под кожухом
Когда подшипник, на котором закреплена крыльчатка, сильно изнашивается, он при работе издает постоянный «подвывающий» звук. Это означает, что в ближайшее время деталь рассыплется, крыльчатку заклинит и антифриз перестанет циркулировать.
У водяных насосов сомнительного происхождения зачастую присутствует заводской брак. Он выражается в некачественном изготовлении, сборке и подгонке деталей помпы. Так, вращающаяся крыльчатка может затирать о корпус насоса, тем самым замедляя прохождение антифриза по системе. Это затирание сопровождается постоянным «чиркающим» звуком из-под капота.
Люфт шкива
Если во время работы помпы водитель слышит металлический трущийся звук из-под капота, значит подшипник шкива изношен и начал люфтить. Убедиться в этом можно тактильно, покачав вал помпы в поперечном направлении. Люфт шкива насоса, как правило, предшествует износу сальника. В случае его разгерметизации начнется течь охлаждающей жидкости.
Дефект также может иметь место из-за заводского брака. Нарушение соосности вала со шкивом приводит к перекосу последнего при вращении. В результате подшипник изнашивается, а приводной ремень обрывается и помпа останавливается.
Перегрев двигателя
Система охлаждения приводится в действия тогда, когда рабочая температура двигателя достигла максимальной отметки. В этот момент датчик включает водяной насос для циркуляции жидкости.
Однако, если помпа вышла из строя и остановилась, охлаждающая жидкость не будет циркулировать в системе и охлаждать мотор. Вместо этого она будет закипать вместе с двигателем, из радиатора будет идти густой пар.
Продолжать движение с кипящим агрегатом опасно – итогом могут стать погнутые клапана и взорвавшийся расширительный бачок. Нужно остановить автомобиль, заглушить мотор и дать ему остыть.
Что, по-вашему, еще может говорить о неполадках с помпой?