Найти тему
Музей истории религии

Издательские марки

Издательская марка — это вид товарного знака, символический фирменный знак издателя или типографа, который обычно помещают на обложке или на переплете книги, на ее титульном листе или на авантитуле. История этого элемента книжного оформления уходит в далекое прошлое. Марки издателей возникли фактически одновременно с зарождением книгопечатания – первая издательская марка появляется в «Майнцской Псалтыри», изданной Иоганном Фустом и Петером Шеффером в 1457 году. В Германии эти книжные знаки имели иконографическое сходство с товарными знаками ремесленников и личными печатями нотариусов. Первоначально назначение издательских марок было сугубо информационным. С конца XVI в. марки начинают рассматриваться типографами и издателями как элемент не только информационного, но и декоративного характера. В книжных знаках отражаются художественные вкусы соответствующих эпох.

Каждый издатель хочет создать запоминающийся образ своего предприятия. Как правило, подобная эмблема выражает концепцию, главную идею издательства и перекликается с его названием. Возможны философские, аллегорические и другие толкования. Главные черты издательской марки ее исследователь, коллекционер-библиофил Леонид Соскин определяет так: «Наглядность идеи, назначения. Лапидарность, экономичность компоновки, четкость графики, минимум текста и органическая связь его с рисунком. Выразительность, привлекательность, запоминаемость».

На титульных листах изданий, хранящихся в фонде редкой книги Музея истории религии, издательские марки встречаются достаточно часто. Условно их можно разделить на три группы: 1) фиксирующие имя издателя; 2) содержащие только изображение; 4) содержащие девиз и соотносимое с ним изображение.

Первая группа представлена, в основном, «фамильными» животными. К примеру, цюрихский типограф Кристофер Фрошауэр (1490 - 1564) в качестве марки своего предприятия выбрал изображение лягушки, потому что именно это и значит его фамилия. Спустя полвека другой цюрихский типограф, Иоганн Рудольф Вольф (ум. 1624), размещал на своих изданиях изображение трех волков. Примерно в это же время итальянец Джованни Доменико Тарино (1579 - 1616) печатал книги с маркой печатника в виде быка (« toro » по-итальянски), созвучного не только фамилии типографа, но и городу Турину, в котором он работал.

Среди издательских марок, отнесенных ко второй группе, особого упоминания заслуживают марки базельских типографий: гуманистов Иоганна Фробэна (1460 - 1527) и Иоганна Опорина (1507 - 1568) и издателя Генриха Петри (1508 - 1579). У Фробэна это жезл Меркурия, кадуцей, обвитый змеями и увенчанный голубем, что является отсылкой на выражение из Евангелия от Матфея «Мудр как змей и прост как голубь». Именно Фробэн впервые использовал кадуцей как символ медицины, размещая его на титулах издаваемых им медицинских трактатов. Иоганн Опорин при создании книжного знака вдохновился историей древнегреческого поэта и кифареда Ариона, спасенного из морской пучины дельфином – этот сюжет отражен в его издательской марке. Генрих Петри использовал марку, разработанную еще его отцом, основателем издательской династии Петри, - позднее она перейдет по наследству уже его сыну. Изображение наковальни и молота, высекающего искры, может символизировать работу книгопечатника, высекающего на своем станке знание в виде книг.

Одним из наиболее известных изображений издательской марки является марка нидерландского издателя и гуманиста Кристофера Плантэна (1520 - 1589) – выходящая из облаков рука, держащая циркуль и девиз « Labore et Constantia » («Трудом и постоянством»). Работавший в это же время в Париже королевский типограф Роберт Этьенн (1503 - 1559) использовал несколько издательских марок, самой узнаваемой из них, пожалуй, является изображение старца рядом с оливковым деревом и девиз « Noli atum sapere » («Не высокомудрствуй»), символизирующее апостола Павла, утверждающего важность веры рядом с древом познания. Девиз следующей издательской марки звучит как продолжение предыдущего – « Fac et Spera » («Твори и надейся»). Девиз также иллюстрируется фигурой человека, копающего лопатой землю – таким изображением маркировалась продукция Яна Мэра (1603 - 1657), одного из виднейших представителей «Золотого века книгопечатания» в Голландии.

Хобби
3,2 млн интересуются