Найти в Дзене

Как пригласить ПИСАТЕЛЯ в библиотеку или школу? Четкий план - 10 шагов

Оглавление

Встречи с писателями - один из самых эффективных способов познакомить читателей с современной литературой и теми, кто ее творит прямо сейчас. Подскажем, основываясь на богатом опыте, как организовать всё так, чтобы все остались довольны.

Если вам некогда читать такую длинную статью, то у нас есть и весь алгоритм в двух слайдах.

1. Определитесь, кого вы хотите пригласить

Самое важное: у писателя должны быть книги, рассчитанные на возраст ваших читателей (учеников). Бесполезно приглашать к дошкольникам авторов, пишущих для подростков (думаете, мы преувеличиваем? да нет! и такое бывает!).

Желательно: было бы здорово, если бы вы, а в идеале и дети, были знакомы хотя бы с некоторыми произведениями писателя. Или хотя бы книги должны быть в библиотеке (в школьной - если писатель приглашается в класс).

Современные писатели прекрасно понимают, что их произведения еще не так широко известны, поэтому цель их выступления - заинтересовать и привлечь новых читателей. Но дети очень быстро забудут даже название книги, если не сообщить им, что вот они ее могут взять почитать прямо сейчас.

Майя ЛАЗАРЕНСКАЯ привозит на выступления не только свои книги, но и их героев, которых шьет сама! Фото из Школы Маяковского предоставлено методистом Натальей КУТЕЙНИКОВОЙ
Майя ЛАЗАРЕНСКАЯ привозит на выступления не только свои книги, но и их героев, которых шьет сама! Фото из Школы Маяковского предоставлено методистом Натальей КУТЕЙНИКОВОЙ

Подстрахуйтесь: прежде чем приглашать писателя, узнайте, как он выступает . Авторы иногда выкладывают на своем сайте или в соцсетях фрагменты своих встреч с читателями, по поиску в соцсетях можно найти отчеты библиотекарей о прошедших мероприятиях - вы можете деликатно в личном сообщении поинтересоваться, как прошла встреча...

Авторы все разные и стиль выступлений очень отличается: кто-то принципиально считает, что он не аниматор и на встрече рассказывает о себе и просто читает отрывки, кто-то устроит читателям феерическое шоу. Это не значит, что кто-то хуже, кто-то лучше, это значит, что вы должны быть готовы к особенностям выступления сами, чтобы в случае чего контролировать активность детей или постараться немного оживить встречу.

2. Разыщите автора в соцсетях

Или найдите его сайт - там должен быть указан электронный адрес для связи. Можно написать личное сообщение в соцсети - сейчас это самый удобный и практически для всех приемлемый способ ведения даже деловой переписки.

И немного о правилах составления подобных писем.

Массовая рассылка безликих текстов очень всех раздражает (да, бывает, что времени мало, руководство поручило пригласить "хоть кого-нибудь" и вот рассылается десяток одинаковых приглашений, иногда даже без обращения по имени (да, и так бывает)... а ведь многие писатели общаются тесно и даже дружат - они непременно обменяются впечатлениями).

И очень конкретные подсказки от Надеи ЯСМИНСКА: шаблон письма с комментариями.

3. Обратитесь в издательство

Если вам кажется, что неудобно напрямую обращаться к писателю, напишите пиар-менеджеру издательства, в котором выходят книги автора, или просто позвоните в редакцию и спросите, кто может помочь организовать встречу. Пиарщики часто сопровождают авторов во время их выступлений, знают, кто как выступает. И вообще могут помочь во многих вопросах.

В принципе, позвонить в издательство можно еще на первом этапе, если не знаете, кого бы лучше пригласить.

4. Контакт установлен, начинаются ПЕРЕГОВОРЫ

И на этом этапе очень важно проговорить все существенные для обеих сторон детали.

Какие вопросы интересуют выступающих в первую очередь:

  • Возраст читателей
  • Будет ли это организованный класс или просто читатели библиотеки, пришедшие на встречу "по зову сердца" - у всех писателей разное отношение к этому вопросу, лучше обсудить это заранее, кто-то готов выступать и перед тремя детьми, но пришедшими целенаправленно на встречу именно с этим автором, а кому-то хочется все-таки, чтобы пришла организованная группа с педагогом.
  • Знакомы ли дети с книгами автора
  • Есть ли книги автора в библиотеке (если есть, предупредите, какие - автору не придется нести книги, чтобы показать их; если нет, возможно, он захочет подарить хотя бы одну)
  • Сколько человек придет на встречу (выступление в маленькой комнате перед классом или в большом зале перед целой параллелью требуют абсолютно разной подготовки от выступающего)
  • Технические возможности площадки: возможность показать презентацию и буктрейлер, наличие микрофона для больших площадок и т.д.
  • Гонорар (или его отсутствие) - к сожалению, часто этот вопрос не может "со всей прямотой" поднять ни одна из сторон, что приводит ко всеобщему неудобству. Если у вас есть бюджет, даже ограниченный, логично сразу честно озвучить возможную сумму гонорара. Если бюджет только предстоит "искать", то спросите, какой минимальный гонорар устроит автора. Если денег нет, с этого и начните разговор ("Простите, а вы выступаете бесплатно?" - и только потом рассказ о том, как у вас классно и как дети любят книги писателя, потому что есть люди, которые просто не могут позволить себе бесплатные разъезды даже по Москве, так зачем терять их и ваше время).

Если это все слишком сложно для вас, совет-рефрен: обратитесь в издательство, сотрудники редакции часто в курсе, на каких условиях выступают разные авторы, и им проще выступить посредниками в этих переговорах.

Если вы планируете пригласить прессу (даже если это какая-то местная газета), сообщите заранее - иногда это весомое дополнение к сумме гонорара в глазах писателя.

Библиотека на Молодежной (г. Реутов Московской обл.) всегда приглашает местное телевидение на встречи с писателями. На фото участница встречи делится впечатлениями о знакомстве с Майей ЛАЗАРЕНСКОЙ
Библиотека на Молодежной (г. Реутов Московской обл.) всегда приглашает местное телевидение на встречи с писателями. На фото участница встречи делится впечатлениями о знакомстве с Майей ЛАЗАРЕНСКОЙ
  • Возможна ли продажа книг читателям - тут у всех авторов разная позиция: кому-то возможность гарантированной продажи может заменить гонорар, а кто-то никогда не продает свои книги, потому что не имеет возможности их закупать у издательства и потом возить по школам и библиотекам да еще и без гарантии, что книги купят (да, автор с первого тиража получает всего 10 книг, остальные в случае необходимости он покупает у издательства).

Со своей стороны уточните, насколько автор будет располагать временем после выступления, нужна ли ему вода во время выступления, нужна ли какая-то помощь - например, листать презентацию и т.д.

5. Подготовьте читателей заранее

Если это открытая встреча, на которую могут прийти все желающие - устройте настоящую рекламную кампанию: афиша, посты в соцсетях, рассказы в соцсетях о книгах автора, предварительные конкурсы рисунка по его книгам, библиотечные мероприятия, посвященные обсуждению книг - все это поможет читателям настроиться на встречу и покажет автору, что сотрудничество с ним - это не мероприятие для галочки, что вы заинтересованы и что вам важен этот человек.

Псковские библиотекари всегда готовят к встречам с писателями именные закладки. На фото плохо видно, но читательница держит закладку с портретом Екатерины НЕВОЛИНОЙ. Фото предоставлено Центром детского чтения (Псков)
Псковские библиотекари всегда готовят к встречам с писателями именные закладки. На фото плохо видно, но читательница держит закладку с портретом Екатерины НЕВОЛИНОЙ. Фото предоставлено Центром детского чтения (Псков)

6. Подготовьте площадку

Валентина Дегтева выступает в Библиотеке на Молодежной (г. Реутов Московской обл.). Обратите внимание на стенд справа - информация об авторе, обложки книг - сделать не сложно, а выглядит очень хорошо!
Валентина Дегтева выступает в Библиотеке на Молодежной (г. Реутов Московской обл.). Обратите внимание на стенд справа - информация об авторе, обложки книг - сделать не сложно, а выглядит очень хорошо!

Круто, когда библиотекари или учителя оформляют специальный стенд или делают красивую заставку на проекторе. Если книги автора есть в библиотеке, устройте небольшую книжную выставку.

Обязательно включите, проверьте и настройте всю технику до выступления. Идеально - попросить прислать все материалы заранее, скачать их и проверить накануне, что все запускается, звук есть и достаточный и т.д., чтобы было время что-то изменить в случае несовместимости файлов и прочих технических сложностей.

Если вы договаривались о встрече сильно заранее (от 3 недель и раньше), за пару дней до встречи напомните всем участникам процесса о предстоящем мероприятии.

Автору отправьте подробное описание дороги, если он едет на общественном транспорте (особенно, если вы находитесь не рядом с метро, а нужно еще ехать наземным транспортом или идти - сообщите все нюансы пути, включая время в пути). А если он на машине, расскажите про особенности заезда и парковки.

7. Попросите автора приехать минут за 15 - 20 до выступления

Можно предложить чашку чая с дороги. Как правило, к этой чашке даже угощение не нужно. И вообще достаточно воды ))) Но авторы тоже люди и часто стеснительные - не попросят же...

А вот устраивать обзорные экскурсии по библиотеке не надо, даже если автор приехал слишком рано. Возможно, он и не откажется из вежливости, но как бы спокоен и уверен в себе он ни был, все равно выступление требует настроя и подготовки, в этом состоянии мало кто способен быть благодарным экскурсантом.

8. Во время выступления библиотекарь или педагог, организовавший встречу, должен быть всегда в зоне видимости выступающего

Ведь только вас он знает и только к вам может обратиться за помощью в случае неполадок с техникой, например.

Часто писатели жалуются, что учителя во время встреч с классом, просто удаляются на заднюю парту проверять тетради, сидят в телефоне или вовсе уходят из класса, предоставляя писателю "развлекать детей". Странно, правда?

9. После выступления

Вопросы автору - это очень обсуждаемая тема в писательской среде.

Иногда кажется, что с младшими школьниками вообще лучше не оставлять на это время: они же непосредственные, если чего-то захочется и так спросят.

Готовить с детьми вопросы заранее - гиблое дело, особенно, если дети книг не читали. Придумать что-то по ходу встречи детям сложно. Словом, лучше не оставлять на вопросы слишком много времени - пяти минут будет достаточно.

Ая эН выступает в Школе Маяковского. Лес рук! Фото предоставлено методистом Натальей Кутейниковой
Ая эН выступает в Школе Маяковского. Лес рук! Фото предоставлено методистом Натальей Кутейниковой

Завершить встречу можно рассказом о том, в каких соцсетях можно найти автора и где с ним можно пообщаться.

Или еще один вариант: библиотека может собрать незаданные вопросы, передать их автору и потом ответы опубликовать на своих площадках. Подойдите к этому творчески и выручите автора и в случае, если вопросов нет, и в случае, если время встречи давно закончилось, а дети продолжают выяснять, сколько ему лет, сколько у него детей и сколько он зарабатывает.

Если продажа книг есть, то помогите автору. Это всегда создает некий диссонанс: только что писатель был небожителем, сочиняющим необыкновенные истории, и вот он уже пересчитывает деньги. В этом ничего плохого нет, но будет круто, если кто-то из сотрудников ему поможет. А если удастся деньги собрать заранее и после встречи просто выдать книги тем, кто их уже оплатил, а автору передать всю сумму разом - это вообще идеально.

Ну и фраза детей "А нам не сказали, что книги можно будет купить" очень всегда обижает автора, который эти книги привез.

Аделия АМРАЕВА подписывает книги после встречи  в Школе Маяковского (Москва). Фото предоставлено методистом Натальей Кутейниковой
Аделия АМРАЕВА подписывает книги после встречи в Школе Маяковского (Москва). Фото предоставлено методистом Натальей Кутейниковой

Книги можно сразу подписать. На это нужно время, часто МНОГО времени, и это необходимо заранее обговорить и с автором (насколько он может задержаться после встречи ), и с педагогами, если это класс пришел в библиотеку (обычно педагоги очень торопят детей).

Те, кто книги не купил, все равно захотят автограф и будут подходить с бумажками, выдранными из тетрадей, поэтому если есть возможность, подготовьте что-нибудь по теме встречи:

· более затратный вариант: распечатать тематические закладки с цитатами или обложками книг

· более творческий вариант: придумать что-то по теме книги, например, распечатать и раздать рецепты зелий или "приглашения в хогвардс" (условно)

Вот такие рецепты зелий мы раздаем участникам встреч с Надеей ЯСМИНСКА по ее сказочной повести "Косматое сердце" - на обратной стороне можно оставить автограф
Вот такие рецепты зелий мы раздаем участникам встреч с Надеей ЯСМИНСКА по ее сказочной повести "Косматое сердце" - на обратной стороне можно оставить автограф

· самый дешевый вариант: нарезать из цветной или белой бумаги каких-то фигурок (птичье перо, если книга о птицах, снежинки, если это зимняя история)

Для игры по экологической сказке Екатерины КАЛИКИНСКОЙ "Вокруг света на птичьем крыле" мы сделали медальки "Друг птиц" из плотной желтой бумаги. И детям приз, и автограф прямо на медальке получить можно.
Для игры по экологической сказке Екатерины КАЛИКИНСКОЙ "Вокруг света на птичьем крыле" мы сделали медальки "Друг птиц" из плотной желтой бумаги. И детям приз, и автограф прямо на медальке получить можно.

Во всех этих случаях автограф будет куда приличнее, чем на листочке или вообще на руке (такое тоже бывает).

Екатерина КАЛИКИНСКАЯ после выступления в Библиотеке на Молодежной (г. Реутов, Московская обл.)
Екатерина КАЛИКИНСКАЯ после выступления в Библиотеке на Молодежной (г. Реутов, Московская обл.)

Иногда после выступления автору вручают цветы и конфеты . Если это необременительно для вас в плане финансов, хорошо. Но тут столько тонких моментов. Вместо гонорара этого делать точно не стоит.

Если писатель приехал из другого города на пару дней, ему не надо дарить цветы и большие, тяжелые книги про ваш город, а также хрупкие или громоздкие сувениры - отказаться будет неловко, а увезти их он все равно не сможет.

Ну и если автор располагает временем, предложите ему чашку чая . Часто выступление выматывает, горло пересыхает, а за чашкой чая можно обсудить и дальнейшее сотрудничество, если вы остались довольны друг другом.

10. Вы же наверняка захотите рассказать о встрече на своем сайте или в своих аккаунтах в соцсетях

Непременно отметьте автора в этих постах или скиньте ему ссылки. Отметьте издательство, в котором вышли книги автора. Отправьте автору фотографии и видео, которые вы сделали.

Автор расскажет на своих ресурсах, как замечательно его принимали, какие чудесные люди работают в вашей школе или библиотеке, и слава о вас как о гостеприимных хозяевах и отличных организаторах распространится в писательском сообществе с невероятной скоростью. И велика вероятность, что уже вам начнут поступать предложения от начинающих авторов пригласить их на встречу, провести презентацию и т.д.

Ну и если читатели заинтересовались книгой и выросла ее выдача или появились интересные отзывы, или вы провели на волне интереса к творчеству писателя еще какие-то игры, викторины или конкурсы по его книгам, тоже не молчите - рассказывайте об этом автору, не стесняйтесь!

И дружба ваша будет расти и крепнуть на пользу и радость всем, особенно читателям!

Выступления в других регионах

Пригласить автора в другой регион, конечно, немного сложнее. Тут уже первая забота - это оплата проезда и проживания автора. Зато многие писатели отмечают, что в те города, в которых им любопытно побывать, они могут поехать и без гонорара.

И снова не стесняйтесь обратиться в издательство. В Аквилегии менеджеры специально опросили всех авторов и составили целую таблицу с информацией - кто в какие регионы может ездить и на каких условиях. Менеджер всегда подскажет вам: вдруг у кого-то из московских авторов в вашем городе есть родные или друзья - вы сможете сэкономить на отеле. А иногда и на дороге, если автор и так планирует поездку в ваш регион.

Связь с издательством поможет и в другом случае - если кто-то из авторов издательства едет в ваш город по приглашению другой библиотеки, издательство вам об этом всегда сообщит (странно, что библиотеки сами не объединяются, чтобы уменьшить расходы).

То же касается выступлений в московских библиотеках авторов из других городов и стран - мы всегда сообщаем дружественным библиотекам, когда наши авторы планируют приехать в Москву.

Когда в Москву из Минска приезжает Надея ЯСМИНСКА, библиотеки встают в очередь, чтобы пригласить ее - так волшебно она выступает! На фото встреча в московской библиотеке № 154
Когда в Москву из Минска приезжает Надея ЯСМИНСКА, библиотеки встают в очередь, чтобы пригласить ее - так волшебно она выступает! На фото встреча в московской библиотеке № 154

И еще важный момент: сейчас в любой точке мира можно провести встречу онлайн! НО! Это тема для отдельного разговора, честное слово. При всех плюсах (можно посмотреть, как работает писатель или художник дома или в мастерской - иногда даже просят провести "экскурсию" по дому, если писатель соглашается, то почему бы и нет...), надо сказать, что эти встречи требуют не меньше, а иногда и больше подготовки.

Очень грустно, когда писатель "приходит" на онлайн-встречу, а дети до зума не дошли... И вот он час беседует с организатором, чтобы запись все же осталась...

А еще для писателя онлайн-встреча - это такая же "встреча": он так же отменяет все дела на этот час, так же готовится, продумывает выступление, так же волнуется. Поэтому не удивительно, что в последнее время многие писатели тоже хотят, чтобы такие встречи оплачивались. "А что, ему же не надо никуда ехать, это же не затратно" - тут не работает, простите. Основной ресурс писателя - ВРЕМЯ.

Но опять же, в Аквилегии есть полная (почти, надо бы обновить по новым авторам - вы же знаете, что мы любим публиковать новых никому пока не известных авторов)) информация - кто из писателй любит онлайн-встречи, на каких условиях готов их проводить и даже в какое время это удобнее делать ))) Мы готовы к сотрудничеству. Обращайтесь!

Словом, как везде, и всегда, главное в этом деле - общаться, не стесняться обсуждать все вопросы и просить помощи.

В организации встреч с читателями заинтересованы все: и библиотекари, и авторы, и издательства, а значит - всегда можно договориться и придумать устраивающий всех план.

И БОНУС: можно посмотреть, как выступают Алена КАШУРА (Липецк), Надея ЯСМИНСКА (Минск), Майя ЛАЗАРЕНКАЯ (Москва) и Валентина ДЕГТЕВА (Москва) прямо в Дзене!